КАЗАКИ… АФОНСКИЙ ПОХОД 2013

DSCF3317 (1) DSCF3429 DSCF3448 DSCF3771 DSCF4192Сегодня мы публикуем статью московского журналиста, фотографа, офицера ракетных войск в отставке Александра Иваненко о паломничестве современных русских казаков на Святую Гору Афон с иконой Божией Матери «Табынская». Хочется отметить, что во время этой незабываемой поездки потомственный казак Александр Иваненко принял казачью присягу на Горе Афон.

Нас особенно радует, что среди группы паломников было 7 представителей Волжского казачьего войска — из станицы Красноглинской. Это подъесаулы Дмитрий Станиславович Дороднов, Александр Викторович Дмитриев, Сергей Юрьевич Осипов, а также самарский казак Александр Красников и кандидаты в казаки Геннадий Березин, Сергей Рулев и Иван Конкин.

Как известно, традиция шествовать крестным ходом с Табынской иконой Божией Матери была заложена еще до революции, и теперь, в течение нескольких лет, она возродилась. Без преувеличения можно сказать, что это самый большой крестный ход по территории не только России, но и стран ближнего и дальнего зарубежья. Вот о нем и рассказали руководитель крестного хода войсковой старшина Оренбургского казачьего войска Константин Крылов и наши самарские казаки монахам монастыря Святого Павла Горы Афон, когда были там весной этого года в паломнической поездке. В ответ афонские монахи сказали: «Хорошо бы и у нас пройти с вашей иконой», и предложили посоветоваться по этому вопросу со старцем обители. Старец ответил, что нужно обратиться к священноначалию за благословением. И промыслом Божиим, на следующий день в монастырь Святого Павла приехал митрополит Волоколамский Иларион — председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, который с радостью благословил на «такое хорошее дело». И вот крестный ход состоялся. Русские казаки за это время проследовали с Табынской иконой Божией Матери по монастырям и скитам Святой Горы Афон: Хиландар, Зограф, Дохиар, Ватопед, Иверский, Ксенофонт, Пантелеимонов русский монастырь, Григориат, Великая Лавра, Андреевский скит и в каждом из них служили молебен с акафистом Табынской иконе Божией Матери. При этом у самарских казаков была с собой небольшая икона (30х40 см.) Божией Матери «Избавительница от бед», глубоко почитаемая в Самарской губернии. Причем наш самарский крестный ход к иконе Божией Матери «Избавительница от бед» встречается с Табынским, и часть пути проходится вместе. Поэтому икона Божией Матери «Избавительница от бед» также прошла крестным путем по Афону, и затем вернулась в Самару. А теперь мы предоставляем слово одному из участников этого грандиозного события.

Походы, походы… Казаки – это прежде всего воины, поэтому жизнь казачества во все века нельзя себе представить без них. Походы длительные и тяжелые, победоносные и стремительные.

Три с половиной года уральские казаки находятся в мирном походе – крестном ходе с чудотворным Табынским образом Пресвятой Богородицы. Но этот казачий поход только внешне выглядит мирным. На самом деле в нем идет непрерывная борьба — духовное сражение за души как самих участников крестного хода, так и тех, к кому направляется и к кому приходит чудесный Образ.

На Руси всегда любили крестные ходы, ценили их очистительную и молитвенную силу. Народная вера в скорую помощь небесных заступников и, конечно, Божией Матери, чествуемых во время крестного хода, была безгранична.

Невидимой духовной нитью связали крестные ходы все века русской истории. Не раз Москва — сердце России — была спасаема от нашествия иноплеменников и иноверцев покаянными крестными ходами. Например, с Владимирской иконой Божией Матери Москва обносилась в 1395 году во время нашествия Тамерлана и в 1480 году во время нашествия Ахмата, а во время Великой Отечественной войны осажденный Ленинград крестным ходом обносили Казанской иконой Божией Матери.

Ничто так не сплачивает наш народ, как преодоление общей беды. Ничто так духовно не объединяет русских людей, как поклонение святыням. Память о приезде в прошлом году в Россию Пояса Богородицы, многотысячные и многочасовые очереди для того, чтобы к Нему прикоснуться, остаются в глазах и на устах наших дорогих сограждан. Ведь заметьте: никакие материальные блага и феерические шоу, политические лозунги и предновогодние распродажи не заставят русских людей выстаивать с детьми под дождем и на морозе многие часы, выстаивать терпеливо, заботясь при этом о своих соседях по очереди и испытывая благодатную радость.

Вот уже более трех лет чудотворный Табынский образ Пресвятой Богородицы шествует непрерывным крестным ходом по городам и весям российской земли. Более трех лет его встречают и ему поклоняются тысячи наших сограждан. Пройдено уже более 2-х тысяч православных приходов, а также земли Абхазии и Осетии, Казахстана и братской Сербии вплоть до Косово.

И вот, наконец, земли древнего Афона, молитвенного хранителя святынь вселенского православия, главного центра и оплота восточно-христианского монашества.

Святой Горой Афон называется восточная часть греческого полуострова Халкидики, омываемая водами Эгейского моря. Горный хребет полуострова, имея у перешейка, которым он соединяется с греческой провинцией Македония, незначительную высоту, далее постепенно поднимается вверх и заканчивается горным пиком. Это и есть гора Афон, давшая название всему полуострову. Значительная часть гостей со всех уголков земного шара, ежегодно посещающих Святую Гору, под впечатлением от увиденного в той или иной степени меняет свою жизнь, а некоторые даже остаются на Афоне, становясь на путь монашества.

Bсему христианскому миру известно, что Святая Афонская Гора находится под особым покровительством Пресвятой Богородицы. «Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением и соблюдающих заповеди Сына и Бога Моего. Потребные к жизни на земле блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века. Я же буду Заступница места сего и теплая о нем Ходатаица пред Богом», — передает церковное предание слова Царицы Небесной об афонской земле. Истину эту всегда признавали православные, ее признают также и иноверные и даже неверные. По державной Ее воле это место предназначено до скончания мира, как говорят местные предания, исключительно для мужского монашества, поэтому, наверно, это географически единственное место на земле, где женщинам находиться не полагается.

Образ жизни на Афоне не подчинен мирским законам. Он населен мужами, которых не удовлетворяет ничего, что может предложить наш материальный мир, в поисках большего они и отправились на Гору Афон, где для многих «кончается земля и начинается Небо».

Как же встретила седая и вечно юная Святая Гора крестоходцев – казаков, ведь для современного Афона такой крестный ход с русской иконой – небывалое явление?! Для Афона, где от одного перечисления названий легендарных тысячелетних монастырей и святынь, хранящихся в них, за века здесь произошедших неисчислимых чудес, у любого православного человека захватывает дух?!

Казачий афонский крестный ход проходил с 10 по 22 октября 2013 года.

В нем принимали участие казачий генерал В. И. Глуховский, казаки Волжского, Оренбургского, Донского казачьих войск, протоиерей Уфимской епархии о. Михаил (Федоров), насельник монастыря Тихона Задонского схимонах Илия (Ретинский), всего 15 человек. Вместе с ними участниками крестного хода были представители братской Республики Сербия: президент сербского мотоклуба «Ночные волки» Александр Савич, представитель сообщества сербских четников Миодраг Баич. Организовывал и возглавлял афонскую экспедицию безсменный руководитель крестного хода войсковой старшина Оренбургского казачьего войска Константин Крылов.

Крестный ход прошел по большинству монастырей Святой Горы и с подъемом чудотворного Образа на вершину горы Афон – отметку 2033 метра. Табынская икона Божией Матери перемещалась по Святой Горе на автотранспорте, по морю вдоль побережья и переносилась казаками пешим порядком. Кроме присутствия Образа Божией Матери на богослужениях в афонских монастырях, перед ним каждый день и в каждом монастыре служился молебен с пением акафиста. В молебнах принимали участие братия монастырей и православные паломники из разных стран, а казаки присутствовали на монастырских богослужениях. Зачастую перемещение Святого Образа, особенно на морских паромах, сопровождалось многоголосым братским пением. В монастыре Ватопед молебен служился перед Поясом Пресвятой Богородицы, недавно побывавшим в России, и Честной Главой святителя Иоанна Златоуста при открытых царских вратах храма. В монастыре Святого Павла Святой Образ был принесен после восхождения с ним на вершину горы Афон прямо во время праздничного всенощного бдении. Вся братия монастыря во главе с игуменом герондой Парфением и многочисленные паломники с благоговением Ему поклонились.

Кроме собственно благодатного пронесения Табынского Образа по легендарному Уделу Пресвятой Богородицы, на Святой Горе было положено начало еще двух крестных ходов. В монастыре Иверон у чудотворного Иверского Образа Божией Матери «Вратарница» был освящен привезенный казаками список этой иконы в натуральную величину для прохождения крестным ходом по приходам Южного Урала.

В монастыре Хиландар у знаменитой «Троеручицы» был освящен список этой иконы, привезенный из Сербии для прохождения непрерывным крестным ходом уже сербскими казаками по землям братской нам славянской страны.

После завершения крестного хода по Святой Горе стали поступать предложения посетить с Табынским образом Пресвятой Богородицы земли Болгарии, Германии, Франции, Чехии, Греции и Румынии, это с русской-то иконой по «просвещенной» Европе!

В ходе необычного для афонской земли крестного хода было отснято более 20 часов интереснейшего видеоматериала для будущего документального фильма, причем надо отметить, что видеосъемка на Святой Горе категорически запрещена, а получение разрешения – долгий и тернистый процесс. Но каким-то чудом Божиим съемочная группа получала эти разрешения во многих монастырях. Работу над фильмом планируется завершить весной – летом 2014 года.

Это, так сказать, официальный отчет, скажет наш внимательный и неравнодушный читатель, ну а где же рассказ об афонских чудесах? Неужели все было обычно?

Нет, конечно, многое было необычно, чудеса были, каждый день афонского крестного хода достоин отдельного рассказа. Но главное чудо творилось не вне, а внутри крестного хода, чудо преображения душ его участников. Преодолевая свои амбиции и внутренние душевные неправды, превозмогая физическую усталость и внешние, кажущиеся непреодолимыми, обстоятельства, казаки каждый день, каждый час шли и шли по Уделу Пресвятой Богородицы, в единении друг с другом укрепляя дух, стремясь всей душой послужить Богу и Божией Матери, творя молитву к Ним за свой род, за своих близких, за всю нашу дорогую Отчизну, многострадальную Русь – Матушку и всех православных христиан. А что же они при этом чувствовали и переживали?

Как охарактеризовать состояние, душевное и психологическое, после почти часовой братской молитвы перед Поясом Пресвятой Богородицы? А как – после пения Богородице перед Ее образом трогательных молебных песен на вершине горы Афон, где, по преданию, будет перед концом мира отслужена последняя Божественная Литургия на земле, и последующим в этот же день возвращением с иконой Пречистой Девы обратно в монастырь? После 14-ти-часового подъема и спуска, когда чудотворный Образ более 10-ти часов находится на твоей спине?

Давно замечено: на Афоне посрамляется любая спортивная гордыня, это не место для горновосходительных рекордов! Здесь на вершину идут не тренированной плотью, здесь идут духом, духом братской любви, духом смиренным — «…сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Позволю здесь сказать о себе, невольно вспоминая строчки песни Высоцкого: «…я счастлив и нем, и только немного завидую тем, другим, у которых вершина еще впереди». Так вот душа моя не завидовала, душа плакала, плакала непрерывно вплоть до возвращения с афонской земли, буквально омываясь слезами неземного счастья, прикоснувшись к Небу и какое-то время не теряя этого прикосновения. Слезы по душе катились, не переставая, частенько материализуясь, и тогда приходилось незаметно их утирать с глаз, щек и собственного носа, дабы не вводить в недоумение и не искушать ими окружающих.

На Афоне ничего не происходит без воли Богородицы, кто там бывал – это прекрасно знает. Что бы ты не планировал – все может измениться до неузнаваемости и реализоваться совершенно неожиданным образом. В данной казачьей экспедиции все так и происходило, Богородица Сама выстраивала наш путь, где-то его укорачивая, где-то удлиняя, где-то ускоряя нашу неповоротливость, а где-то притормаживая наше нетерпение.

Господь, проповедуя в Палестине, без «мигалок» и свиты помпезных сановников, собственными ногами ходил по израильским пустыням, не имея зачастую, «…где главу приклонить». Богородица, величайшая из рожденных на земле – Мать Самого Бога, скромно потупив взор, ходила по Иерусалиму или ехала на ослике с Богомладенцем в Египет, спасаясь от царя Ирода. Вот и казачий крестный ход в трудах, без громких встреч с колокольным звоном, не зная, куда придет завтра, шел по Афону, а молва о русских казаках катилась по Святой Горе уже впереди их, особенно после восхождения с такой иконой на вершину Афона. Где бы Образ не появлялся, к нему на поклонение шли паломники и монахи всех национальностей. А когда крестный ход возвращался на материк, в городок Уранополис, на пристани икону наши русские паломницы по Греции встречали, стоя на коленях, слезами радости и умиления, а в храме городка до вечера слышалось молебное греческое пение перед русской иконой.

А зачем, спросите вы, русская икона ходила по Афону?

А затем, чтобы, приходя в православные приходы, в тюрьмы, школы, больницы нашей необъятной Родины, она приносила с собой АФОН, его благодать, ниспосылаемую Божией Матерью на приходящих к Ее образу, АФОН, как лечебницу человеческих душ, а для тех, кто несет крестным ходом икону – АФОН, как чистое, искреннее служение Богу!

Александр Иваненко

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *