Люди доблести и чести

1  к материалу Люди доблести 3 к материалу Люди доблести Мы продолжаем публикацию рассказа нашего постоянного читателя, а теперь и автора Владимира Родного о своем православном роде, имея целью проиллюстрировать живыми примерами утверждение, что изучение своего родословия важно для непрерывной молитвенной связи между живыми и умершими.

Вот и Ростовская область была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками. Начались тяжкие времена, вначале Красная Армия мобилизовала население без разбору пола и возраста на рытье противотанковых рвов (ширина 6-7м, глубина 5м, невообразимой длины). Нужно учитывать, что рыть приходилось землю, состоящую из камня и глины. Это был невыносимо тяжелый труд. Затем немцы поставили такую же задачу. Жителям домов, реквизированных советской властью, немцы разрешили вернуться в свои старые дома. В дом (в М-Курганском районе) Дмитрия Семеновича вернулись бывшие кулаки, жившие к тому времени в Таганроге, а его семье выписали односторонний пропуск обратно на Шароны. Когда они пришли в свой бывший дом, то обнаружили там немецкую казарму. Слава Богу, немецкие офицеры позволили им жить в одной маленькой комнатушечке и питаться объедками с немецкого стола. Вообще же первый поток немцев относился к мирному населению надменно и с презрением, отбирали все съестные припасы, отобрали корову, свиней, картошку и т.д. Так Александра Михайловна с детьми и жила, находясь буквально на грани голода и расстрела.

Затем первый поток немцев отправили в дальнейшее наступление, им на смену пришли другие, более простые и человечные, они были из простых крестьянских или рабочих семей, и им не хотелось воевать и умирать непонятно за что, они считали эту войну просто безсмысленной. Новые постояльцы разрешили семье ночевать не в сарае, а в доме, они оставляли необходимое количество продуктов для пропитания семьи, только латышские наемники по- прежнему все отбирали, но немцы не считали их равными себе и воспринимали как «шестерок», и иногда даже заступались за нашу семью. Отношения с этими немецкими квартирантами были хорошие, и в приватных разговорах (а нужно заметить, что Александра Михайловна хорошо знала немецкий язык) немцы говорили, что начавшаяся Сталинградская битва будет ими проиграна и что это может привести к поражению в войне. И главное, они говорили, что их собираются 2 к материалу Люди добдестиотправить на Сталинградский фронт и что из тех первых немцев, кого туда отправили, эвакуировали много искалеченных, а большинство попросту погибло. Они пили и плакали: им явно не хотелось там умирать. Александре Михайловне в глубине души даже было их по-своему жаль.

Предвестником грядущего освобождения были частые бомбардировки нашими самолетами немецких позиций, бомбы падали, случалось, и на мирные дома нашего населения, каждая бомбардировка заставляла крепче молиться Богу, чтобы очередная бомба не упала на их дом. Всего лишь однажды бомба, летевшая по траектории на дом Александры Михайловны, упала и разорвалась рядом с домом, оставив громадную воронку. Кстати, в это же время одной из таких бомб была полностью уничтожена усадьба Арсения Губы, а точнее, то, что от нее осталось после разорения большевиками. Наконец и этих квартирантов отправили на Сталинград, они прощались с Александрой Михайловной с большим радушием и неимоверной грустью, они уже понимали, что идут на верную смерть.

Наши войска наступали, немецко-фашистские с тяжелыми потерями медленно, но верно отступали, злость и раздражение все чаще и чаще можно было видеть на лицах немецких солдат и офицеров. Все больше и больше солдат вермахта стали понимать, что скоро Германия проиграет эту войну. Миф о непобедимости их армии рушился на глазах, бредовая идея превосходства арийской расы и тысячелетней империи III-го Рейха, которую им предстоит построить, только сейчас стала казаться полным безумием, и как не хотелось им отступать и умирать с такими мыслями, можно себе лишь только представить. Когда стало понятно, что войскам вермахта придется оставить западную часть Ростовской области, многие из них просто потеряли человеческий облик, они решили ничего и никого не оставлять наступающим частям Красной Армии.

Как мне рассказывала моя бабушка, когда немцы отступали, самые идейные из них (остальные начали дезертировать) сжигали все, что горит, а мирное население решили расстреливать. Повели их в большую балку на расстрел: женщин, детей, стариков, в их числе была и семья Александры Михайловны. Она неслышно, но горячо молилась, а потом тихо сказала, что Богородица их не оставит, и вот высоко в небе откуда ни возьмись показались наши бомбардировщики, бомбы сыпались, как из рога изобилия, взрывы сотрясали землю и небо, как в кромешном аду. Немцы кинулись врассыпную, но это им не помогло, они все (кто вел на расстрел мирное население) погибли, одним лишь чудом никто из мирных жителей не пострадал.

Немного позже Александра Михайловна перефразировала известную пословицу «Кто в море не хаживал – Богу не молился» в свою, добавив: «Что там море — кто войны не видал, тот Богу не молился», и ведь как она была права! После этой бомбардировки многие отпавшие от веры вновь пришли к Богу…

30 августа 1943 года город Таганрог, Неклиновский, М-Курганский и Куйбышевский районы были освобождены от немецко-фашистских захватчиков. Миусская наступательная операция была проведена с 17 июля по 30 августа 1943 года с целью сковать, а при благоприятных условиях во взаимодействии с войсками (нового) Юго-Западного фронта разгромить донбасскую группировку гитлеровцев, не допустив переброску ее сил в район Курского выступа, где шли решающие сражения. Непосредственно против войск Южного фронта в полосе 180 километров оборонялось три немецких армейских корпуса, объединявших 11 дивизий из состава группы армий «Юг». Кроме того, в донбасскую группировку противника входила 1-я танковая армия, а в оперативной глубине имелась еще крымская армейская группировка. Южный фронт на Миуссе понес большие потери. И хотя Миусская наступательная операция не завершилась взятием мощного укрепрайона гитлеровцев и освобождением Донбасса, тем не менее Южный фронт своими активными действиями сковал крупную группировку противника в Донбассе, не позволив ему перебросить отсюда ни одной дивизии под Курск.

Но радость долгожданного освобождения была безнадежно испорчена. Власти, узнав о том, что они, бывшие кулаки, вернулись к себе домой, решили разрушить этот дом, оставив только ту маленькую комнатушку, где они жили при немцах. После чего эта комната стала не пригодна для проживания. И опять семья вынуждена была искать новый дом. И они с Божьей помощью и при содействии родственников (которые в скадчину дали денег на его покупку) нашли такой дом на х. Едуш (где Александра Михайловна и жила уже до конца своих дней).

Несмотря на все тяжелые испытания, Александра Михайловна не теряла веру в Бога и более всего молилась о возвращении с войны своего мужа. И Господь благословил их чудом. Однажды поздним вечером осени 1943 года Александра Михайловна услышала легкий стук в окно, она выглянула в окно и просто оторопела от радости и ужаса одновременно. На пороге стоял ее муж Дмитрий Семенович, вернувшийся как будто с того света… Она долго не могла поверить, что перед ней стоял живой человек, так сильно был изможден ее муж.

Он спал и отъедался потом трое или четверо суток подряд, а когда был уже в силах, то рассказал, как он попал в плен и как бежал из плена. Рассказал, что чуть не умер от голода, как нищенствовал, и что был ранен своими же (он до конца жизни хромал). Что с самой Польши и Западной Украины он пробирался только по ночам, что страшно было попасться и немцам, и местным жителям тоже. А как понял, когда пробирался через фронт, что нашим попадаться тоже нельзя — потому как бежавший из плена у нас уже считается предателем. На самый главный же вопрос: как именно удалось бежать с самого лагеря, Дмитрий Семенович ответил, рассказав удивительную историю. В какой-то из дней немцы разрешили бендеровцам (жители Западной Украины, лояльные к нацистам) забрать из концлагеря своих родственников, случайно попавших в плен. Женщины выводили из построенных в шеренги пленных отцов, мужей и сыновей. Списки кандидатов были заранее утверждены, и случайных освобожденных быть по определению не могло. Но вдруг появилась некая женщина, которая указала на Дмитрия Семеновича, сказав, что «он нашего рода», и велела гитлеровцам его освободить. И чудо свершилось, моего прадеда освободили. Оказавшись за стенами концлагеря, женщина исчезла, а мой прадед начал долгую дорогу домой. (Кто знает, может, его спасла — Сама Богородица…)

«Здесь, на свободе, надо что-то делать, если здесь скажешь, что бежал из плена, я слышала, им дают 10 лет наших лагерей, откуда уже не сбежишь, если вообще там не убьют», — сказала Александра Михайловна.

Палии, как я уже говорил выше, были очень сплоченными и дружными, сестра Дмитрия Семеновича и его жена зарезали по одной корове, что-то продали, насобирали денег, и его сестра взяла на себя заботу о выправке ему временных документов. Дмитрия Семеновича для начала устроили подлечиться в Таганрогский военный госпиталь, чтобы залечить раны, а потом устроили его на работу слесарем на завод Красный Котельщик. То, что он бывший военнопленный, было строжайшей семейной тайной.

До выхода в 1956 году амнистии военнопленным все жили в постоянном напряжении, что его могут прийти и забрать. Такое вот было страшное время…

В 1945 году в с. Покровском была открыта церковь (молитвенный дом), хотя еще 12 лет назад прекрасный храм Покрова Пресвятой Богородицы был варварски взорван, и как говорила Александра Михайловна: «Как страшно, что для обретения храма понадобилась такая чудовищная война».

После войны жизнь начала потихоньку входить в свое нормальное и привычное русло. В стране еще царили разруха и голод, но у семьи Александры Михайловны и Дмитрия Семеновича уже были оптимистичное настроение и радость, что война наконец-таки закончилась. Хотя и им тоже жилось нелегко, но они старались не только выжить, но привить своим детям любовь, веру, доброту, чувство прекрасного в жизни и людях, несмотря на все пережитое и переживаемое. Вот один из примеров. Дмитрий Семенович однажды, изловив в речке большего сома, повез его в Таганрог и продал, а на часть этих денег купил на барахолке для дочери (Веры) семиструнную гитару, а себе гармонь. Вера очень быстро научилась играть на гитаре, и они по вечерам, сидя на лавочке перед домом, играли и пели песни. Соседи очень удивлялись: тут разруха, голод, а они, понимаешь, песни поют. Возобновились по субботним вечерам домашние игры и творческие вечера (как было принято до революции у Палиев). Вместе с тем Александра Михайловна, будучи человеком немного консервативным и во всем умеренным, выдерживала меру в семейных развлечениях. Она по-прежнему приучала уже повзрослевших детей к вере в Бога, но еще из-за боязни и недоверия к советской власти приучала о своей вере, а тем более о своем происхождении никому не распространяться и держать ее глубоко внутри себя. Хотя при вступлении в брак обязательно венчаться в церкви, а при рождении детей обязательно их же в церкви и крестить, кто бы там и что не говорил на работе или среди друзей. В доме обязательно должна быть крещенская вода и святой угол с иконой и лампадой (по возможности она должна гореть неугасимо), и это тоже всегда было, и было несмотря ни на что. Так ее дети всегда и поступали. Так что для того времени это можно смело назвать подвигом исповедничества веры.

3 к материалу Люди доблестиЖизнь пошла своим обыденным и спокойным чередом. 8 сентября (26 августа старого стиля) 1977 года, в день празднования церковью Сретенья Владимирский иконы Божьей Матери, родился ее третий правнук то есть автор этих строк.

Владимир Родный

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *