Всероссийская конференция в Самаре

В Самарском юридическом институте (СЮИ) ФСИН России 31 мая – 1 июня прошла Всероссийская научно-просветительская конференция «Духовно-нравственное воспитание российского офицера: история и современность». Патриотический, воинский дух форума проявил себя с первых минут мероприятия – в торжественном выносе знамен.

На конференции обсуждались различные аспекты духовно-нравственного совершенствования российского офицерства. Подчеркивалась его высокая ответственность за соблюдение Кодекса чести, обязанность служить примером доблести и отваги, безкорыстия и милосердия.

В числе участников конференции — ученые, представители органов власти, общественных организаций, военнослужащие, священнослужители, сотрудники образовательных учреждений, органов ФСИН и МВД.

Географически конференция охватила города Самару, Москву, Пермь, Новокузнецк, Псков и другие российские регионы.

С приветственным словом на открытии форума выступили Митрополит Самарский и Сызранский Сергий, начальник института генерал-майор внутренней службы Р.А. Ромашов, член Совета Федерации Федерального собрания РФ от Самарской области Константин Алексеевич Титов; президент Международной академии духовного единства и сотрудничества народов мира Георгий Евгеньевич Трапезников; председатель общественного совета при Главном управлении МВД России по Приволжскому федеральному округу Герой Российской Федерации генерал армии Александр Иванович Баранов; директор Российского института стратегических исследований генерал-лейтенант службы внешней разведки Леонид Петрович Решетников; уполномоченный по правам человека в Самарской области Ирина Анатольевна Скупова, председатель Самарского регионального отделения «Герои Отечества» Герой Российской Федерации гвардии полковник Игорь Валентинович Станкевич; председатель Самарского профессорского союза Николай Иванович Грибанов и другие участники встречи.

Обращаясь к присутствующим, владыка Сергий отметил:

— Мы имеем давние дружеские, теплые отношения с Самарским юридическим институтом. Нас объединяет общность дела.

После революции мы утратили сословность, но слова слУжащий и служАщий остались в нашей речи. СлужАщие – это военнообязанный и священник. СлУжащий – это чиновник. Но все они совершают дело обустройства, возрождения нашего Отечества.

Теперь мы живем во время больших перемен, отчасти смуты, отсутствия идеологии. Но для русского человека основой патриотизма всегда была вера. До революции люди служили «за веру, Царя, Отечество». В данном случае за царя как за власть предержащих. Потому что ничего не изменилось, структура осталась прежней. Но главное – это дух веры, та жертвенность, которая отличала русского солдата, воина на протяжении всех веков с момента создания нашей великой державы. А жертвенность – это героизм, который проистекает от сокровенного чувства любви к своему Отечеству, к Родине, традиции, к своей земле, на которой ты вырос. К той тропинке, по которой ты в детстве хаживал, и тебе дорог каждый цветок полевой. И та береза под окном, девственные поля, рощи, та красота русского пейзажа, которая всегда волновала, вдохновляла самые лучшие русские умы. Вот это и есть наша Родина, необъятная, широкая. Будут меняться идеология, мнения, взгляды, но чувство любви к Родине, которое на генетическом уровне сохраняется в нашем народе, неистребимо. Поэтому как бы ни умаляли и ни искажали нашу историю в угоду политической конъюнктуре, независимо от смены руководства, в локальных войнах остается неизменной сила духа, жертвенность русского народа, особенно русского офицера, русского солдата.

Мы сегодня вместе, потому что и у Церкви, и у воинства одно общее призвание: жертвенность. Жертва Христа – это образ страдания за все человечество. И тайна Креста через веру проникала в сердца и умы наших воинов. В этом и заключается понятие «сила духа».

Русский офицер должен помнить не только своих прадедов, участников войн, великих полководцев, которые принесли себя в жертву. Прежде всего необходимо знать, хранить свою веру.

Главное достоинство наших армии и Церкви — православная вера в Бога, Которого мы не посрамим. Он нас всегда сохранит и помилует. Потому что по обетованию святых праведников, отца Иоанна Кронштадтского и других подвижников благочестия, Россия обязательно возродится, если она будет молиться. И сегодня то время, когда нужно это понять. Такое осознание необходимо великой державе, нашей России. Общее дело Церкви и армии — сохранение наших государственных границ и образа Святой России. Она никогда ни на кого не нападала. Она запечатлена не только в лике наших полководцев, но в образе святых.

Несмотря на все несовершенства сегодняшнего общества, которые столь очевидны, мы все равно победим, духовно устоим и окрепнем, если объединимся, сохраняя веру.

Сегодня понятие «духовно-нравственное воспитание» изъято из контекста современной жизни, но его необходимо возродить. Потому что это пробудит чувство единства, долга, чести, ответственности. Сколько сегодня показывают перевертышей. Но сила духа должна быть явлена в лучших примерах. Таких, как герои Девятой роты, офицеры, сражавшиеся и погибшие в Афганистане, и многие другие наши подвижники духа. Ведь героизм сродни святости. Это единые, неразделимые понятия.

Важно, чтобы мы сегодня ощутили эту общность дела, духовно-нравственную ответственность перед Богом, своей совестью и нашим народом, теми погибшими предками, которые живот, жизнь положили за други своя. Потому что они руководствовались высшими ценностями, а не презрением к русской истории и нашей славной традиции.

Братья и сестры, у нас великая держава, славная история, прекрасная армия и сильный дух, потому что сегодня крепка наша вера, которая объединяла и будет объединять нас, независимо от политических обстоятельств или глобальных перемен. Храни вас Господь!

Очень яркими, интересными, искренними были выступления участников конференции. Так, с особым чувством слушали директора Всероссийского института стратегических исследований, генерал-лейтенанта службы внешней разведки Леонида Петровича Решетникова, в выступлении которого было много примеров из личного жизненного опыта разведчика и аналитика. Леонид Петрович, автор известной книги о поиске русской национальной идеи «Вернуться в Россию», в частности сказал:

— Я очень рад, что меня пригласили на эту конференцию. Российский институт стратегических исследований, учредителем которого является Президент Российской Федерации, занимается и этой темой, которая здесь рассматривается.

Вот мы часто сетуем, что Россия сейчас в кризисе, у нас проблемы развития экономики. Но главная причина кризиса, прежде всего, духовно-нравственная. К сожалению, мы в этом отношении опустились очень низко. Сейчас мы стоим перед проблемами, которые были незнакомы нашему народу многие столетия. Они в том, что мы рожаем и бросаем детей, обкрадываем нашу страну, пьем и все прогуливаем. Конечно, конференции помогают найти путь решения этой духовно-нравственной проблемы, которая появилась сто лет назад и сейчас усиливается. Но самое главное, чтобы мы, офицеры, военнослужащие, рассматривали свое дело как служение. До революции не было словосочетания «на работе». Владыка очень хорошо об этом сказал – мы служим. Мы наряду со священниками, может быть, последняя категория специалистов, которая служит. Служит Родине, Отечеству, семье. Мы именно служилая часть нашего общества. И пусть служилые сословия исчезли, но служилые люди остались. И мы должны эту службу нести очень высоко.

Вы знаете, у нас очень сложно работать в морально-нравственном плане. Дело в том, что наш народ очень сильно пострадал в историческом смысле. Мы не знаем своей истории. Вот недавно моя внучка на компьютере писала для школы реферат «Мой прадедушка». То есть это о моем отце, который дошел до Берлина. Представляете, пройдет двадцать лет, и ее дети будут писать «Мой прапрадедушка». То есть Великая Отечественная война, этот великий подвиг нашего народа, постепенно становится в ряд таких побед, как сражение на Бородинском поле, Куликовская битва, война за освобождение Болгарии. И сейчас наряду с тем, что мы должны помнить этот и другие подвиги, нужно хранить в памяти подвиг наших ребят в Афганистане, в Чечне, подвиг вот этих людей, которые стоят здесь справа и слева, и у них на груди ордена. Но почему-то о них мы не говорим, а из этого и должно состоять патриотическое воспитание молодежи. Это люди, которые прошли фронт. К сожалению, ветераны Великой Отечественной войны уходят, но есть ветераны других войн, а мы о них забываем, как-то стыдливо опускаем глаза. Но ведь они герои!

С другой стороны, мы просто не знаем своей истории до 1917 года. У нас она оболгана, искажена. Ведь до 1932 года в школах нашей страны вообще не преподавалась история. Пока не написали новую. Двенадцать лет комиссия во главе с Покровским занималась созданием новой истории. Нам тяжело в духовно-нравственной патриотической работе оттого, что мы плохо знаем свою историю, своих героев, свои подвиги, великие подъемы нашего народа. Мне сейчас часто приходится работать в архиве. У меня есть книга «Русский Лемнос» — на этот остров вывезли Донской и Кубанский казачий корпус, который воевал на стороне Врангеля. 30 тысяч человек там интернировали. Они жили как в концлагере, их охраняли французы, англичане. Это были офицеры того времени, которые пели в хоре, умели строгать и пилить, строить. Офицеры, которые преподавали иностранные языки своим казакам. Понимаете, какое всестороннее было образование. А наши офицеры Великой Отечественной войны – это не только смелые и храбрые люди, но и образованные, знающие специалисты. К сожалению, сейчас этому уделяется очень мало внимания. Офицер, прежде всего, это интеллигентный человек, интеллектуал. Такие офицеры служили в российской армии, в советской армии. Они должны быть сейчас в новой российской армии. И самое главное — наше духовно-нравственное воспитание, наша вера.

Вот я прослужил в разведке 33 года. Наступил 1991 год, все рухнуло, мы оказались за границей – в разведке, как у нас говорили, «в поле». Меня лично спасла вера, я к тому времени уже был православным верующим – исповедовался, причащался. А как продолжать убеждать противника, что ты сильнее, когда Советский Союз рухнул? Когда все распалось, а ты там, и перед тобой сидит натовец, американец. И наша разведка это выдержала, выстояла, благодаря вере.

Помню, как покойный Патриарх Алексий Второй принимал руководителя разведки, и я был в составе этой делегации. Он  сказал: «А мы заметили, что за границей прихожанами русских церквей являются — мы так считаем — ваши сотрудники». И наш директор спросил: «А почему? Почему разведчики идут в церковь?» «Потому что они много думают о Родине», — ответил Святейший. А с мыслей о Родине, о службе очень легко перейти к мыслям о смысле жизни. Зачем ты все это делаешь? Ведь не только ради денег, карьеры. Поэтому вера держала нашу державу 1100 лет. Это же был стержень, опора. А теперь мы иногда даже не можем понять своих писателей. Кто-нибудь скажет: я люблю Достоевского. А Достоевский был пророк православного смысла. Как мы любим Достоевского, являясь атеистами? Да невозможно его любить без веры.

Вспоминается случай – я был тогда начальником Управления по сотрудничеству с иностранными разведками, и к нам приехал начальник МИ-6 — знаменитой английской разведки, одной из самых подлых и умных разведок в мире. Шли очень тяжелые переговоры. Было видно, что перед нами сидит враг. И вдруг он говорит, что у них намечено посещение музея, а делегация желает посетить Троице-Сергиеву Лавру. У нас были, конечно, партнеры – греки, киприоты, которые просились туда, но больше этого не делал никто. А тут начальник МИ-6. И мы поехали в Троице-Сергиеву Лавру. Нам один монах, предоставленный академией, все рассказал, показал. Мы говорим сэру Спедингу, все, пора ехать назад, нас ждет обед, Большой театр. И начальник английской разведки говорит: «Нет, давайте еще погуляем». Был будний день, в Лавре народу много, и он все заглядывает в лица встречных, особенно людей в облачениях. А они шарахаются от него. Через полчаса говорю: «Сэр Спединг, пора». Он отвечает: «Ну хорошо, мы хотели еще походить, но раз вы настаиваете, поедем. Только вы мне на один вопрос ответьте: я вот смотрю за вами, наблюдаю, вы и ваш сотрудник вместе с нами выходите из церкви, а вы перед этим подходите к иконе и креститесь. Вот скажите, вы, интеллигентный человек, генерал, что вы здесь делаете, что здесь делают тысячи людей? Почему они сюда приходят? Мы же указали вам, куда идти. Почему же вы не идете этим путем? Почему вас опять тянет к этим бородатым людям? Что они могут вам дать? Мы даем вам светлый путь, — я цитирую, потому что запомнил это на всю жизнь, – идите туда, куда мы вам указываем. У нас огромный опыт. Почему вы идете сюда?» Ему безсмысленно было что-либо объяснять, и я ему сказал: «У нашего народа такая привычка: когда ему указывают, особенно с другой стороны, он всегда идет в обратную сторону». Хочу подчеркнуть, это было в 1999 году. На что обратил внимание наш противник, сознательный противник? Что безпокоило его, начальника МИ-6? Он стремился поехать в Троице-Сергиеву Лавру, чтобы понять: почему люди идут не туда, куда надо? И я думаю, что без этой веры мы опять превратимся в «никого».

У меня был такой случай. Мой сотрудник в Пакистане принимал пакистанца, и тот спросил: «Анатолий, а ты кто?» Анатолий отвечает: «Как кто, ты знаешь, у меня такая-то должность». «Нет, вот я мусульманин, а ты кто?» Анатолий говорит: «Я православный». Иранец отвечает: «Хорошо, это терпимо. А вот твой предшественник Николай, он был никто». Разговор произошел в 1988 году. И не после окопа, и не после пули, а после этого разговора Анатолий пошел в церковь. Он понял, что без веры жить и служить нельзя.

Хотелось бы отметить, что у нас в России еще сохранилось романтическое представление о Западе. Оно сформировалось в 50-60-70-е годы, когда многие слушали различные «Голоса…». Поэтому нам кажется, что там идеальный мир, там все хорошо. И даже несмотря на то, что Европа сейчас находится в разрушительном кризисе — экономическом, финансовом, и главным образом, духовно-нравственном, – у нас все еще остаются представления о том, что нам Европы не достичь. Братья, нам не нужно туда. Как-то я выступал на одной конференции и сказал, что Европа находится в постхристианском периоде. И один француз меня перебил: «Вы неправильно говорите. Европа находится в антицивилизационной системе, это уже не постхристианство, это антицивилизация». Поэтому нам, русским, то есть всем народам, живущим на этой огромной территории, необходимо строить свою цивилизацию.

Так, президент Франции Жак Ширак, как-то беседуя с нашим видным политиком, — я читал эту информацию, – сказал: «Знаете, у вас все время ведутся споры, с кем должна быть Россия – с Западом или с Востоком. А вы что, не понимаете, что вы отдельная цивилизация? Вам же все дано: территория, народ, недра, вода. Вы отдельная, самостоятельная цивилизация». Вот этого понимания у нас нет. Мы все куда-то смотрим, мы все что-то хотим скопировать. А надо устремить свой взгляд в нашу историю, в православную веру, в традиции наших отцов и дедов, победивших в десятках сражениях, и в Великой Отечественной войне, и в последней войне — 8 августа будем праздновать победу в освобождении Южной Осетии от захватчиков. Это тоже большая победа нашего народа.

Хочу сказать, что мы, офицеры, генералы, а священников я тоже считаю командным составом, потому что они носят форму и все время служат, – мы должны руководствоваться цивилизационными принципами. Даже Европа ждет от нас этого. Мы самостоятельная цивилизация, призванная сказать свое слово миру. Один чешский журналист две недели назад брал у меня интервью и спросил: «Когда Россия скажет свое слово? Когда она скажет миру, куда же дальше идти? Ведь мир проваливается». Представляете, это говорит чех. И если мы с этим чувством будем жить, то нам легко будет и служить, и воевать, и строить, и создавать семью. Господь нас на это благословляет.

Особое внимание на форуме было уделено роли Русской Православной Церкви в решении проблем нравственного становления личности офицера. В частности, рассматривались вопросы, касающиеся участия Церкви в истории и развитии духовного единства и сотрудничества народов мира; сотрудничества представителей Русской Церкви с образовательными учреждениями ФСИН России.

Было отмечено, что традиции воспитания российского офицера своими корнями уходят в Православие, и сегодня пришло время вспомнить об этом. Они неизменно чтутся и находят поддержку в юридическом институте, развивающем и укрепляющем сотрудничество с Русской Православной Церковью.

Поэтому в рамках конференции 1 июня, в день девятнадцатилетия со дня основания СЮИ, состоялось торжественное освящение нового православного храма в честь Святого благоверного великого князя Димитрия Донского, расположенного на территории юридического института.

Торжественную службу в храме возглавил Митрополит Самарский и Сызранский Сергий. Ему сослужили самарские священнослужители. В этот день в храм пришли помолиться и воздать дань уважения благоверному великому князю Димитрию Донскому представители областной и городской администраций, военачальники и руководители правоохранительных органов, представители аппарата уполномоченного по правам человека по Самарской области и общественных организаций.

Храм был заложен на территории института шесть лет назад и строился на средства сотрудников, курсантов и меценатов. Как отметил в приветственном слове к собравшимся начальник вуза, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, генерал-майор внутренней службы Роман Ромашов: «Духовно-нравственному воспитанию курсантов в Самарском юридическом институте уделяется большое внимание. С этой точки зрения открывшийся храм – наша учебная аудитория № 1».

Подготовила Ольга Щербак

при поддержке пресс-службы СЮИ ФСИН России

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *