Многим нашим читателям хорошо знаком постоянный автор «Православной народной газеты» Василий Давидович Ирзабеков. Это филолог-языковед по образованию, носитель высокой речевой культуры. Василий Давидович пытается вернуть изначальный истинный смысл и звучание человеческим добродетелям и ценностям, таким как любовь, дружба, долг, честь, верность, совесть, духовная чистота, семья, любовь к Родине. Его книги о русском языке знают сегодня многие, кто так или иначе связан с образованием и воспитанием. Недавно в очередной раз Василий Давидович стал гостем богоспасаемого града Самара. Он участвовал во встречах, организованных в рамках IX Международного, патриотического фестиваля «Борис Коценко представляет», совместно с Самарской областной универсальной научной библиотекой, именующимися «Тайны русского слова».
После интереснейшей трехчасовой встречи в переполненном конференц-зале областной библиотеки, вызвавшей неподдельный интерес у всего образовательного сообщества и православных верующих людей Самары, мы побеседовали с духовным другом нашей редакции. Между творческим коллективом «ПНГ» и гостем из столицы состоялся неравнодушный разговор о том, чем сегодня занят этот интереснейший собеседник, о его планах, (если Бог даст их осуществить) на будущее.
Большая часть беседы касалась сравнительно новых послушаний нашего гостя. Работы на семейном образовательном канале «Радость моя» в качестве автора и ведущего программы «Неравнодушный разговор» и главного редактора созданного в сети интернет журнала «Живое слово» http://zhivoe-slovo.ru. С ними сегодня тысячи наших читателей.
Надо сказать, что программа «Неравнодушный разговор» выходит еженедельно, по субботам в 22.20 вот уже более полутора лет. А сетевое издание по праву считается одним из наиболее популярных и читаемых ресурсов для православных людей. Василий Давидович явился автором идеи и руководителем этого проекта, концепция которого заключается в том, что «Живое слово» представляет из себя литературно-художественный и культурно-просветительский интернет-проект.
Главные направления деятельности издания: забота о чистоте и сохранении русского языка; изыскание людей, наделённых литературным дарованием и предоставление им страниц журнала для публикаций; оказание содействия становлению и развитию, профессиональному и духовному росту таланта; ознакомление российского читателя с культурно-историческим и литературно-художественным наследием русского зарубежья; размещение на страницах журнала статей о русском языке и литературе выдающихся деятелей науки и культуры и другие.
«Отличительной чертой «Живого Слова» является предельное доверие к мнению самого читателя, свободе его личного духовно-нравственного выбора, позиции. Именно поэтому журнал призван стать народным в самом честном смысле этого слова.
«Живое слово» призвано стать неким зеркалом, отражающим палитру бытующих в современном российском обществе проблем, дискуссионным полем для выражения различных мнений и оценок духовно-нравственного и культурно-исторического характера, а также конкретных исторических личностей с позиции русского православного мировоззрения».
Несмотря на грандиозность задач решенных и решаемых Василием Давидовичем и коллективом его единомышленников, плоды труда этих людей на медийных ресурсах еще недостаточно известны самарцам. Поэтому наш разговор носил неравнодушный, заинтересованный характер и иногда уходил далеко в сторону от заготовленных к беседе вопросов. Тем не менее, думается, он имеет эксклюзивный, полезный различным людям характер.
Курица или все же яйцо?
— Василий Давидович, мы приветствуем Вас на Самарской земле. В замечательной лекции Вы посвятили немало времени толкованию сказки-притчи «Курочка Ряба». Упомянули и извечный вопрос о том, что было в начале: курица или яйцо. С чего начали быть руководимые Вами медийные ресурсы? Что явилось отправной точкой их возникновения?
— Однажды в Тверской епархии у меня состоялся разговор с одним игуменом. Мы с ним тогда проговорили до утра, и я услышал слова, которые сначала меня даже испугали и обезкуражили.
Собеседник сказал: «Василий Давыдович, а вам не кажется, что надо издавать свой журнал»? Ответил, что конечно, нет.
А он продолжает: «Я же не говорю сейчас, потом, когда созреете. По всему миру живут русские люди, и они хотят в Интернет-пространстве видеть интересный им журнал. Только сделайте такое сетевое издание, какого не было». И рассказал, каким он видит будущий духовно-просветительский, литературно-художественный интернет-журнал. Принципиальная позиция автора идеи, а затем и наша, чтобы в нем не было политики, которая присутствует сегодня, к сожалению, кругом.
Я созрел через 5 лет. За это время мы неоднократно встречались, и я ему говорил, что все время езжу по России и встречаю много талантливых людей, которые пишут потрясающую прозу, удивительные стихи, а опубликоваться им негде. Если такие авторы и издают книги за свой счет, то тиражом не более 300 экземпляров. А Интернет-журнал читают во всем мире.
Уже после выхода издания, я приехал в Швецию. А мне говорят: «Какой у вас хороший журнал».
Примерно такие же слова я слышал в Латвии. В письмах из Америки и Австралии. Ведь везде есть люди, говорящие по-русски, и они хотят публиковаться на русском языке.
— У Вас получился действительно добрый журнал.
— Все так говорят. Он задуман и как красивое издание, на что тоже нельзя не обратить внимания. У нас даже к афоризму из двух строчек обязательно подбирается иллюстрация. Когда мне предложили такую форму, то показалось, что издание будет каким-то громоздким. Но прошло время, и мы поняли, что в этом его уникальность. Под каждой иллюстрацией всегда есть подпись, говорящая, кто ее создатель. Оказывается сегодня в России очень много хороших художников, которые продолжают реалистическую школу. Используем мы, конечно, и классические произведения.
Тогда же родилось и название «Живое слово». Сейчас мы приближаемся к тому, что у нас будет бумажный вариант журнала. Его можно будет взять в руки.
— Но это же опровергает мнение, будто бы бумажные средства массовой информации сейчас отмирают, и якобы пришло время исключительно электронных СМИ. Тем не менее, оно совпадает с позицией нашей редакции о том, что бумажные газеты, журналы можно хранить в домашней библиотеке, после определенного перерыва возвращаться к их чтению.
— Да, мне как-то один человек сказал, что среди рок-музыкантов есть талантливые люди, но это такая музыка, которая заканчивается с выключением рубильника… Вот если я 8 лет учился и играю на скрипке, то могу сыграть и при свете, и в темноте, при свечах, даже в пещере, или на крыше. Другое дело с Интернетом. Я купил большой блок памяти и все материалы архивирую, потому что в любой момент Интернет может выключиться, и мы останемся как те неблагоразумные девы без масла в светильниках.
Давайте вспомним, когда появился кинематограф, про него презрительно говорили «искусство в консервных банках», и все сказали, конец театру. Даже шутили, что кинематограф предпочтительнее театра тем, что туда можно заходить, не снимая калоши. Тем не менее, театр жив и не собирается умирать.
— Расскажите, кто кроме Вас трудится над созданием этого удивительного издания?
— Безусловно, есть команда творческих и технических сотрудников. Однако, все, что размещается на страницах издания, необходимо просматривать, редактировать. Но тут уж по пословице: «Назвался груздем, полезай в кузов».
Не секрет, что сегодня судьба любого сетевого издания и бумажного журнала в том, велика ли его аудитория, вызывает ли он интерес у читателей.
— Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития «Живого слова»?
— Сейчас сделано только самое необходимое. Даст Бог, у нас получится развивать проект. Так, мне очень хочется, чтобы в журнале были виртуальные литературные музеи.
— Можно рассказать об этом поподробнее?
— Много лет назад один духовный брат мне по электронной почте прислал сноску. Я пошел по ней и смог совершить виртуальную экскурсию по Святой земле. В наше время очень много людей, которые по разным причинам туда попасть не могут. А тут налицо некий эффект присутствия.
И тогда подумалось, о том, что с жизнью и деятельностью моего любимого Владимира Ивановича Даля, «симфонического» человека, можно ознакомиться в Москве, где есть его музей. Для нас, москвичей, это не проблема. А как быть другим? Например, есть замечательный человек Тамара Николаевна Малеевская, которая родилась в Харбине, а живет в Австралии. И она уже 13-й год выпускает одна духовно-просветительский литературно-художественный журнал «Жемчужина» для всех русских в Австралии. Муж у нее историк-писатель. В этом журнале есть разделы философии, истории, прозы, поэзии и даже для детей, говорящих по-русски в Австралии. У нее только года два назад сайт появился, а так был обычный бумажный журнал. Как ей это удавалось – чудо Божие. Я когда начал с ней переписку, написал, что вы сами жемчужина.
А наше знакомство с ней началось с того, что ей в руки попала моя первая книга «Тайна русского слова». И она мне написала, что у нас подрастает новое поколение, которое не говорит по-русски и никак не понимают свою русскость. Денег у нас нет, вы не против, чтобы мы во славу Божию опубликовали вашу книгу. Конечно, я с радостью согласился. И регулярно она присылает мне номера журнала, в которых публикуются главы из моей книги.
А ведь сколько русских захотели бы побывать в таких литературных музеях.
У нашей команды есть желание и технические возможности, чтобы возникли виртуальные литературные музеи. Чтобы человек из любой страны, русский, нерусский, мог зайти, приблизить экспонат, прочитать о нем. Музеи тоже в этом заинтересованы. Именно литературные музеи. Взять, к примеру, село Константиново – родину Есенина. Скольким русским людям надо увидеть эти березы, дом, в котором жил Сергей Александрович, храм, где его крестили…
Следующий шаг по развитию сайта – чтобы на нем были выставлены наши художественные фильмы, которые пока еще живы. Замечательные экранизации русской и зарубежной классики.
У нас есть рубрики специально для детей «устами младенца», «детское творчество».
— Но кроме этого, у Вас есть раздел «Молитвы», он имеет отношение и к Вашей передаче «Неравнодушный разговор». С чего это все началось?
— Передача из этого и выросла. Все началось с обычной истории. Моя супруга тяжело заболела. У меня много знакомых знающих медиков в Москве, и мы пришли к очень хорошему врачу. Ее дважды обследовали и сказали, что речь идет об операции, причем гарантировать ничего невозможно. Ситуация была очень серьезная. И вот мы должны были ехать, чтобы провести последнее обследование и определить состояние организма перед предстоящей операцией. Жена собралась, она была уже одета, и меня вдруг осеняет мысль. Я прошу ее: «Валюша, дай мне 40 минут». Сажусь за компьютер и рассылаю по всем знакомым электронным адресам небольшое письмо. Естественно, это заняло не 40 минут, а полтора часа. Я написал: «Мои родные, у меня жена в критической ситуации, прошу ваших горячих молитв. Конечно, на все воля Божия, я готов принять все, что произойдет, но если можно, помолитесь, пожалуйста, горячо помолитесь!» И послал по тем адресам, что у меня были. Получилось примерно 800 писем.
После этого мы поехали в больницу. И врачи сказали нам, после этого последнего обследования, что все нормально, и никакая операция не нужна. И мы вернулись домой. Я предложил жене немного отдохнуть, а сам сел писать слезные благодарственные письма. Среди тех, с кем я переписывался, было много священников и просто православных верующих людей. Так я ощутил силу общей коллективной молитвы.
— А что было дальше?
— До этого случая я записал на канале «Радость моя» 53 программы «Тайна русского слова». И у меня образовалась пауза. Эта работа закончилась, поскольку я не сотрудник телеканала. Правда у меня хватало лекций, встреч, бесед и выступлений. И вот, я нахожусь на Северном Кавказе, выступаю в славном городе Пятигорске. Неожиданно звонит генеральный директор телеканала «Радость моя» и спрашивает, когда я вернусь в Москву. Объясняя, что есть хорошее дело, и это надо обсудить.
Через 3 дня я приезжаю в Москву, и со всех сторон ко мне посыпались просьбы от знакомых, от знакомых моих знакомых помолиться о людях в тяжелых жизненных обстоятельствах. Чаще всего это было связано с болезнями. И я превратился в некоего диспетчера, редактирующего тексты сообщений. То есть, я принимаю некую информацию, обрабатываю ее и рассылаю по многим адресам. Порой в день у меня уходило на эту работу по 1,5-2 часа. А у меня в друзьях в «Моем мире» — генеральный директор телеканала «Радость моя».
И тут произошла такая история. У нее есть подруга, с которой я не знаком. А у подруги — дочь Евгения, за которую я всегда молюсь. Девушке в ту пору было 28 лет, это произошло в позапрошлом году. Она попала в больницу. И вот эту девушку врачи выписывают домой на том основании, что не в силах ей помочь и даже не могут установить ее диагноз. Говорят, время уже упущено, сделать ничего нельзя. И гендиректор мне звонит и сообщает, что Евгению подержат в больнице еще 2 дня.
И предлагает: «Мы же ничего не теряем, Василий Давидович, давайте попросим за нее помолиться всех ваших друзей».
И я написал письмо, где рассказал, что это русская девушка, ей 28 лет, она еще хочет жить, и наверное, могла бы еще жить, и попросил молитв.
Через неделю ее из реанимации перевели в общее отделение. Я видел глаза Марины Юрьевны, когда она рассказывала об изумлении врачей. Они не понимали, как все это произошло.
Когда Женя пошла на поправку, Марина Юрьевна призналась, что ей сначала не нравилась эта просьба помолиться о других, слишком народная форма что ли. Но вот несчастье коснулось дочери ее подруги и все изменилось…
После этого случая она предложила сделать программу о нашем неравнодушии: «Вы будете сидеть в уютной комнате под абажуром. На столе чай, горит лампада, хороший художник все это оформит, и на заднем плане обязательно икона».
Надо сказать, что икона всякий раз приносится из храма, вход в который находится в трех метрах от двери в студию. Это храм в честь Михаила Архангела – приписной храм к Третьяковской галерее. Там многоштатный приход, каждый день служится Литургия. Икона благоговейно приносится из храма, и так же благоговейно уносится обратно.
Как правило, в течение дня мы записываем три программы. Перед началом каждой программы, все, кто в студии, режиссер, гость, и ваш покорный слуга молимся, поём «Царю Небесный». Так заведено.
И первую передачу мы сделали с Мариной Юрьевной. Она мне тогда сказала: «Давайте будем читать в конце программы имена тех, кто нуждается в общей молитве». Тогда же появилась идея, чтобы имена шли еще и бегущей строкой. И если в первых эфирах было 5-6 имен, то сейчас это достаточно длинный список. И это, пожалуй, единственная телевизионная программа, где такое происходит.
Причем уникальность нашего канала «Радость моя» в том, что он круглосуточный, и при этом нет ни одной секунды рекламы. А рейтинг программы определяется очень просто. Выходите на сайт и видите: отзывы, вопросы, видео и блог. Вот по отзывам и можно определить рейтинг передачи.
— А кто и как подбирает героев Ваших эфиров?
— Мы никогда об этом не задумывались. Подавляющее большинство людей – это те, кого знаю я. Оттого что я много езжу и в разных местах встречаюсь с удивительными людьми. Конечно, бывает обидно, что не всех ты можешь пригласить. Вот недавно был в Ноябрьске на полуострове Ямал, в прошлом месяце — в Тюмени и в Тобольске. Встречался с замечательными людьми, но, к сожалению, расстояние очень большое, и оплатить всем дорогу и проживание телеканал не может. Но если эти люди бывают в Москве, то мы стараемся с ними встретиться.
Вот недавно мы записали двух самарцев. А как это случилось? На кинофестиваль «Встреча» в Обнинск приехала генеральный директор нашего телеканала и там познакомилась с отцом Артемием Мищенко, видела у него ковчег святого супружества, и близко познакомилась с Алексеем Алексеевичем Солоницыным, которого я тоже хорошо знаю. Она договорилась, и они приехали с отцом Артемием. И мы оба эфира записывали вместе. Более того, этот ковчег положили у нас в храме на телеканале, отслужили молебен. Все сотрудники подошли, приложились к мощам, а потом началась программа. Некоторых очень интересных людей я давно знаю, некоторых подсказывает редактор.
Проблема наша (и ее первой сформулировала наш руководитель канала) в том, что хотелось бы, чтобы в передачах участвовало побольше молодых людей.
— Какие же трудности возникают у Вас при создании программ?
— Для меня самое трудное в этой программе в том, что она идет на грани другого жанра. С советских времен существует замечательный жанр, который я очень уважаю, «Встреча с интересным человеком». Но у нас это другой жанр. И когда люди их путают, возникает непонимание. Здесь не встреча с интересным человеком, которая предполагает вопросы, где вы родились, где учились, как сложился ваш жизненный путь. В нашей передаче этого нет. Нам важно то дело, которым человек занимается. И, чтобы он был не просто хорошим врачом, учителем, писателем. Это норма. Быть нормальным человеком, это норма, а не подвиг. Нам важно, чтобы человек был неравнодушным. Вот это очень интересная история.
В советское время сложилась такая традиция, что многие люди сидели на кухне и обсуждали жизнь. Они с утра до ночи высказывали свое недовольство. Но это кухонное неравнодушие не имело никакого выхода. А мы имеем в виду деятельное неравнодушие. Например, я вижу сиротский дом, и понимаю, что там происходит что-то не то. Но вместо того, чтобы охать, ах, как у нас все плохо, я один прихожу туда, и спрашиваю: «Чем вам помочь?». Из этого и образуется деятельное неравнодушие.
Или вот Энтео – очень интересный молодой человек. Энтео – это его псевдоним, в переводе с греческого это означает «в Боге». В Интернете есть ролики с его участием. Пригласить его на передачу предложила наш редактор. Я, честно говоря, был несколько настороже, потому что его ролики имеют специфику молодежной подачи. Но когда он пришел в студию, все встало на свои места.
Он крестился и не просто надел крестик, но и захотел еще что-то делать. К примеру, когда шло разбирательство с кощунницами, то их сторонники устраивали пикеты у здания суда, а с нашей стороны никого не было. И любой корреспондент мог говорить, что общественное мнение на их стороне. Энтео организовал сторонников в защиту религиозных чувств православных верующих. И везде, где выступали так называемые «правозащитники», противопоставил свои пикеты с объяснением православной позиции. И он уже жить по-другому не может. Это очень неравнодушный, хотя и молодой человек.
Или в одном из эфиров у меня был врач. Я не знаю, сколько таких людей в мире. Он работает хирургом-гинекологом, и за всю свою жизнь не сделал ни одного аборта. И когда говорят, что аборт – это неизбежно, – отвечает, что это неправда. Оказывается, можно без них обойтись. Такие люди свое неравнодушие реализуют в профессиональной деятельности.
— И сколько прошло эфиров Вашей программы?
— Первый эфир состоялся в сочельник прошлого года. Она выходит каждую субботу. Уже около 70 выложено на сайте. Программа «Неравнодушный разговор» мне очень нравится. Мне кажется, в наше время очень важно показывать такие примеры. Потому что когда оглядываешь окружающую нас жизнь, очень часто становится грустно от тех несовершенств, которых немало.
— Василий Давидович, раскройте секрет мастерства, расскажите, чем руководствуетесь Вы, как ведущий программы, чтобы сделать ее популярной, вызывающей интерес у большего количества зрителей.
— Отвечу одним только примером. Моя задача как ведущего передачи состоит в том, чтобы и себя не потерять, потому что это не монолог, а диалог неравнодушных людей и одновременно раскрыть все грани таланта моего гостя, чтобы люди его полюбили. Каждый гость для меня что бриллиант, всех я очень люблю. Каждый из них гораздо лучше меня, и мне остается только одно – показать эту удивительную многогранность замечательных личностей.
Например, с архимандритом Тихоном (Шевкуновым) мы записали три программы, хотя первоначально договорились об одной. Две из них были посвящены его книге «Несвятые святые», а третья – алкоголизму, причем он говорил об этом как никто и никогда. Мы записали первый эфир, я сказал, что у меня еще остались вопросы, он согласился ответить, а потом мы записали еще и третий эфир.
У меня к отцу Тихону было три страницы лично моих вопросов, то, что я сам хотел у него узнать. Но я подумал, что это будет не совсем объективно, нечестно по отношению к телезрителям. Они не могут задать отцу Тихону свой вопрос. Тогда я разослал в Интернете просьбу предложить свои вопросы для беседы с наместником Сретенского монастыря г. Москвы, решив, что я все равно наговорюсь с ним в перерывах между записями. И пришло множество вопросов. Я отобрал для передачи 20, и 2 из них были таковы, что на месте отца Тихона я бы никогда не взялся на них отвечать. Перед началом съемки я показал батюшке эти вопросы и спросил, какие из них предпочтительнее задать, потому что все двадцать все равно задать не успею. И он в первую очередь отметил эти два вопроса и дал на них во время передачи предельно честный ответ. А это был период подготовки к президентским выборам, и вопросы звучали очень остро.
Беседовал Михаил Щербак,
Главный редактор
«Православной народной газеты»