Было раннее утро, по счастию, восхитительного прекрасного дня, наступившего после разыгравшейся было накануне бури, наделавшей множество аварий в приготовлениях для встречи. Народные волны залили весь берег, крыши домов, все улицы, по которым предполагалось шествие Государя… Еще несколько мгновений, и великолепный пароход американской системы «Александр II» обрисовался во всей своей картинности, быстро несясь по течению, сопровождаемый пароходом «Императрица Мария», и приближаясь к Самаре. Загудели колокола всех Самарских церквей. С этими торжественными звуками слились неумолкаемые, перекатные крики «ура»… Пароход сделал поворот и подошел к пристани. Государь-император, один всем видимый, во всем царственном величии своем стоял на кожухе парохода. Тысячи шапок полетели верх, и флаг взвился над триумфальными воротами, когда Государь с дебаркадера вступил на мостки, приближаясь к ожидавшим его, для встречи, милостиво кланяясь народу; благосклонно приняв хлеб-соль и выслушав приветственное слово городского головы, также приняв хлеб-соль от крестьян и, удостоив, обратил внимание на поднесенного купцом Мясниковым трехпудового, живого осетра, бойко плескавшегося в огромной лохани. Государь изволил сесть в экипаж с Государем-Наследником. Садясь, еще раз поклонился народу, не перестававшему приветствовать монарха.
Этот литературный фрагмент, написанный свидетелем тех событий – городским головой, известным общественным деятелем П.В. Алабиным, очень красноречив. В нём – иллюстрация национального характера, склада духа и особенности души русского народа. Именно русский народ-богоносец стал благодатной почвой, на которой созрели, размножились и расцвели плоды Богом данной монархической власти. Здесь необходимо перечислить основные характерные признаки отношений между царём-помазанником Божиим и его верноподданными, народонаселением православного государства. Первым и главным условием такого государственного устройства является непреложное установление: «Императору Всероссийскому принадлежит верховная Самодержавная власть. Повинуются Его подданные не за страх, а за совесть. Сам Бог повелевает. Что это за порядок? Он стоит на том, что власть Царская вручена Государю Императору от Господа Бога, пред престолом Которого Русский Царь даст ответ за судьбы державы Российской. Следовательно, правитель в православном Государстве – первый предстатель перед Господом за своих подданных. Не случайно в народе его именовали Царь-батюшка».
Такой порядок был установлен в начале времен. Монархия означает, что Господь, желая видеть на земле Единую форму правления, как и на Небе, предизбирает нам Своей Властью Царя земного. Царь земной есть образ и подобие в человеческом обличии Царства Бога.
Читаем Библию: «Я вознес избранного из народа Моего… святым елеем Моим помазал его» (Пс. 88, 20- 21). Отсюда и возник термин «Царь – помазанник Божий».
«Сердце Царя – в руке Господа, как потоки вод: и куда захочет, Он направляет его» (Притч. 21, 1).
«Особа Царя священна и неприкосновенна, перед которой должны благоговеть все». Так как Царь является избранником и помазанником Божиим и несет в себе Божественную форму правления. Над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним кого хочет», – говорит пророк Даниил царю Халдейскому Валтасару (Дан. 5, 21).
Власть Царя передавалась по наследству, и Царь всегда стремился передать своим детям сильное государство, как любой духовный человек стремится передать лучшее своим детям.
Граждане государства, являя собой православную общину, составляли один Богочеловеческий организм, где первым из людей был благословленный на царство монарх.
Именно поэтому основой для всех представителей общества служило правило, что русский народ всегда признавал себя не собственником христианства, а слугой, сам ему служил, а не его заставлял служить себе.
Это служение состояло в том, что, по слову апостола Павла, «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1 Кор. 12, 4-6). Апостол объясняет, что без дара не остается никто. «Но каждому, — говорит он, — дается проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос» (1 Кор. 12, 7—12). При этом «не может глаз сказать руке: «ты мне не надобна»; или также голова ногам: «вы мне не нужны». Все друг в друге, стало быть, нуждаются. Интересы членов тела Христова солидарны. «Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12, 26). Поэтому не нужно, чтобы являлось разделение, а нужно, чтобы все члены одинаково заботились друг о друге.
Эта необходимость солидарности и взаимопомощи составляет положительный Божественный закон не для каких-либо материальных интересов, а для жизни духовной, для ее полноты.
На этом и стояла, этим и подпитывалась любовь ко всем, кто «одним миром мазан», и к тому, кто поставлен Богом править православной страной.
Прошло четыреста лет со дня воцерковления династии Романовых. Весь 2013 год объявлен годом празднования этого славного юбилея. И сегодня стало ясно, что любовь к своим государям не выветрилась ветрами перемен, не уничтожена, как сотни, тысячи храмов и священнослужителей, а живет в памяти народной, сокрыта до поры в залах музеев и хранилищ, в произведениях искусства и литературы, но подпитывает нашу благодарную память к монархам государства, которое называлась Святая Русь.
Причем сегодня трудно найти такой город или селение, где бы не было всенародного жертвенного почитания правящей на Руси Династии и сыновней любви к своим правителям. Не исключение – и наша Богоспасаемая Самара…
Михаил Щербак, главный редактор
«Православной народной газеты».
Для повествования об этом предоставим слово нашему внештатному корреспонденту, музыковеду Елене Воеводиной.
Самарская земля хранит свидетельства о фактах, связывающих ее с историей императорского дома. В фондах Центрального Государственного архива Самарской области сохранились документы, отражающие моменты посещения нашего края представителями царской династии. Силами двух организаций – вышеназванного архива и Областной универсальной научной библиотеки – был выпущен уникальный юбилейный иллюстрированный календарь памятных дат Самарской области «400 лет династии Романовых. Samara». Вот что рассказали сотрудники этих организаций, активно участвующие в подготовке календаря, заместитель директора архива О. В. Зубова и археограф библиотеки, авторитетный краевед А.Н. Завальный: «В фонде Самарской ученой архивной комиссии хранится составленный в 1915 году очерк о посещении и пребывании на территории Самарской губернии в разные годы членов императорской фамилии. Внимание русских государей к Самаре было особо привлечено после того, как в 1851 году Самара стала центром новой губернии. Сохранились и более ранние сведения. Когда мы занимались этой темой, то постарались включить в наш календарь не только события, связанные с посещением самарских территорий членами императорской семьи, но и подготовили информацию о тех правящих лицах династии Романовых, которые каким-то образом – указами и действиями – связали свои судьбы с историей Самарского края. Это и факт основания Самары, и указы о формировании ратного ополчения, и утверждение очередных геометрических планов города, и другие указы, повлиявшие на путь развития Самары».
Известно, что в период своего царствования первый русский царь Михаил Федорович Романов, в целях защиты и своевременного оповещения об опасности от стихийных набегов калмыков и ногайцев, подарил Самаре четырнадцатипудовый набатный колокол. А в 1636 году московский купец Ф. Котов и немецкий ученый А. Олеарий составили первые письменные сведения о Самаре. Через десять лет, во время царствования царя Алексея Михайловича, в Самарском уезде по результатам подворной переписи издали «Переписную книгу». Монарх благоволил укреплению православной веры, пожаловав грамоту патриарху Иосифу на владение Самарским Спасо-Преображенским монастырем с селами и деревнями. Царь-реформатор Петр I посетил Самару летом 1722 года вместе со второй супругой Екатериной I, осмотрев город в сопровождении коменданта крепости В.Ф. Кушникова. По указу царя были обследованы серные залежи и открыты заводы в Сергиевске и на Самарской Луке, медиком Г. Шобером исследованы целебные свойства Сергиевских минеральных источников. В период правления Анны Иоанновны, в 1736 году, началось строительство Самарской укрепленной линии. Через год в Заволжье была направлена Оренбургская экспедиция, штат которой находился в Самаре. Возглавил экспедицию государственный деятель и ученый В. Татищев. Императрица Елизавета Петровна издала указ Сената о мерах по укреплению самарских оборонительных сооружений, основала почтовую линию между Самарой и Орской крепостью, при ней началось заселение самарских земель украинцами. По указу Екатерины II Великой в 1781 году учредили герб уездной Самары, а затем составили и первый регулярный план перспективной застройки. Графам-братьям Г.Г. и В.Г. Орловым царица пожаловала земли на Самарской Луке. Император Александр I Благословенный утвердил план города в 1804 году, а посетил Самару, путешествуя по России, спустя двадцать лет. Государь принял представителей местных властей, дворян и горожан. Отстоял службу в Казанском соборе. Открытое в Самаре в 1880 году реальное училище носило имя этого императора. Николай I в 1835 году, через пятнадцать лет после своего восшествия на престол, утвердил план уездной Самары. Им был подписан указ об образовании с 1 января 1851 года Самарской губернии и утвержден герб губернской столицы. Именем царя назвали уездный город Николаевск (ныне г. Пугачев Саратовской области).
Теперь очевидно, что Самара и вправду являлась центром притяжения царского внимания и результатом городского благоустроения. Эти и ещё многие другие факты словно подтверждают духовные плоды данного некогда благословения Митрополита Московского и всея Руси чудотворца Алексия нашему граду на его процветание и недоступность для посягательств врагов Православия.
С личностью Александра II Освободителя связано прогрессивное развитие губернского центра. Его визит в Самару вместе с сыновьями Александром и Владимиром относится к 1871 году, в это посещение члены царской семьи заложили камень в стену строящегося Кафедрального собора. Императорским указом в 1864 году открылось отделение Государственного банка. Александр II утвердил герб Самарской губернии, с его личностью связано строительство Александровского железнодорожного моста через Волгу, его именем было названо открывшееся в Самаре ремесленное училище, в музее при Самарской публичной библиотеке открыли «Зал Александра II», на Алексеевской площади воздвигли памятник Александру II. Эти изменения произошли во многом благодаря стараниям городского головы, видного общественного деятеля, исследователя, историка и краеведа П.В. Алабина. Ценные воспоминания о посещении Самары Александром II сохранены в его памятной книге-очерке «Двадцатипятилетие Самары как губернского города», фрагмент которой и приведён в начале нашего исторического очерка.
Наследник престола, будущий царь Александр III Миротворец, осмотрел Самару в 1869 году, приняв в дар фотоальбом с видами городов Самарской губернии. В 1886 году император поздравил город с празднованием 300-летия, а спустя два года – с открытием Самаро-Уфимской железной дороги.
Последний Российский император Николай II посетил Самару в 1891 году в сопровождении князя Михаила Александровича проездом, возвращаясь из путешествия по Востоку. На Вокзальной площади царь-самодержец осмотрел войска, отправлявшиеся в Маньчжурию на русско-японскую войну. Затем побывал в Самарском Кафедральном соборе, Ольгинской общине сестер милосердия Красного Креста и осмотрел санитарный пароход «Новик».
В 1901 году в Самаре отмечали пятидесятилетие образования Самарской губернии и Самарской епархии. В Казанском соборе отслужили Божественную Литургию и панихиду по скончавшимся императорам Николаю I, Александру II, Александру III, самарским епископам и общественным деятелям. 14 мая после Литургии состоялся благодарственный молебен по случаю коронования императора Николая II. Губернатором А. Брянчаниновым было зачитано императорское соизволение о праздновании юбилея и поздравительные телеграммы.
Сохранились воспоминания о посещении императором Николаем II Самары в 1904 году в журналах Самарской городской Думы. «В 11 час. 15 мин. плавно подошел к вокзалу императорский поезд. Глаза всех устремились на него, и воцарилась тожественная тишина. На площадке салон-вагона показались Его Императорское Величество Государь Император и Великий Князь Михаил Александрович. Раздалось громовое, долго несмолкаемое ура. Государь император в сопровождении Великого Князя Михаила Александровича и свиты изволил пройти по фронту войск, милостиво здороваясь с последними. Представители дворянства во главе с Губернским Предводителем Действительным Статским Советником А.А. Чемодуровым поднесли Его Императорскому Величеству хлеб-соль. Губернский предводитель Дворянства произнес: «Дворянство Самарской губернии второй раз имеет высокую честь и счастье встречать Ваше императорское Величество в здешних краях. Тридцать лет тому назад дворяне приветствовали Вас как наследника Всероссийского Престола, как свою Надежду. В настоящее время дворянство приветствует Вас как Отца Отечества и своего благодетеля. Верьте, Ваше Величество, что Самарское дворянство готово на все жертвы для славы Вашей и горячо любимой родины». Его императорское Величество, приняв хлеб-соль, милостиво изволил благодарить дворянство».
С годами внимание царя Николая II к судьбе Самарской губернии не ослабевало. Им были пожертвованы средства на восстановление Сызрани, пострадавшей от разрушительного пожара 1906 года. С согласия императора в 1912 году Вокзальная площадь Самары была переименована в Николаевскую, в память царского визита.
Особым всплеском верноподданнического почитания династии императорского рода отмечен год празднования 300-летия дома Романовых. В 1913 году состоялись общероссийские празднования, затронувшие все слои общества. «Мы выявили ряд интересных документов, подтверждающих, что на каждом более-менее крупном предприятии его хозяин отмечал эту дату делами благотворительности», – рассказала Ольга Владимировна. Сотрудниками Центрального государственного архива Самарской области выявлено несколько информационных писем владельцев губернских компаний: Торгового дома «Ф.Ф. Шеферъ съ Братьями и К» – фабрики земледельческих машин и орудий, предприятия «Братья К. и Г. А. Мельниковы» — стекольного завода близ села Дергачи Самарской губернии и некоторых других. Одно из писем обращено господину фабричному инспектору Самарской губернии: «Милостивый Государь, настоящим имеем честь уведомить Вас, что мы выписали от Комитета по устройству празднования 300-летия Царствования Дома Романовых, С.Петербург, Театральная площ., № 11, 40 книжек юбилейных «История России под скипетром Романовых». Эти книжки в день юбилея, 21-го т.м., будут розданы рабочим нашего стекольного завода и в этот день рабочие будут свободны от занятий».
После торжеств каждый владелец крупного учреждения составлял губернатору отчет о том, как на их предприятии отпраздновали государственный юбилей. Ведь по всей Российской империи чествование 300-летия царствования Дома Романовых проходило величественно, в духе эпохи. Об этом свидетельствует и тот факт, что в православные епархии поступили дарственные комплекты священнических облачений.
Характерно, что в Самаре незримая духовная традиция не прервалась: одеяния, предназначенные для совершения Божественной Литургии, сохранились до сегодняшнего дня. Пасхальная бархатная фелонь, вышитая серебряными нитями, хранится в Самарском епархиальном церковно-историческом музее. По словам директора музея О. И. Радченко, раритетом коллекции является и нагрудный крест. Священная реликвия, подаренная полковому священнику 439-го Илецкого пехотного полка Михаилу Дудницкому, была передана Митрополиту Самарскому и Сызранскому Сергию в 2007 году. Наперсный крест словно символизирует духовную связь двух эпох, «скрестившихся» на пике Первой мировой войны. По историческим данным – тексту телеграммы, сохранившейся в переписке Управления Главного священника армий Северного фронта и отправленной в Управление из Пскова 14 января 1917 года, сказано: «Священник 439-го Илецкого пехотного полка Михаил Дудницкий за выбытием офицеров стал во главе атакующих и увлек их вперед, но, будучи ранен, выбыл из строя». За военный подвиг священника приставили к награде – ордену св. Георгия (награду он получил уже после отречения Государя от престола). Сердца офицеров полка были наполнены чувствами уважения. В дар духовному отцу Михаилу они поднесли нагрудный крест с надписью: «От г.г. офицеров 439-го пех. Илецкаго полка Свящ. о. М. Дудницкому в память совершен. им подвига 12 янв. 1917 г. на Рижском фронте».
В подготовке этого материала приведена хронология, предложенная в календаре памятных дат Самарской области «400 лет династии Романовых. Samara» и цитаты книг из фонда Самарской областной универсальной научной библиотеки.
[…] Читать далее: […]