Пастырь из Нероновки

Безымянный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Светлой памяти протоиерея Иоанна Державина

Шел солдат по городу


В граде великом это было, в Ростове-на-Дону. Шел солдат по городу, державы великой Российской защитник. Сапоги начищены до блеска. На армейской бляхе яркие лучи солнца переливаются. Парадный мундир с белоснежным воротничком плотно обтягивал атлетическую фигуру защитника Отечества. Погоны сержанта на плечах, да фуражка с красным околышком на голове. Знаки солдатской доблести красовались на мундире. В груди солдата вера, любовь и надежда пребывали. А на груди защитника под мундиром висела самая высшая награда воина — крест христианина.

Миловидные девушки с надеждой и улыбкой заглядывали солдату в глаза. А солдат с улыбкой отдавал им честь и продолжал шагать по городу. В кармане солдата увольнительная. Не оглядываясь на девушек, шел солдат в надежде, что приведет его дорога в назначенный пункт и исполнится его мечта. Только в сказках исполняются желания. А у солдата по его глубокой вере действительно исполнилась его заветная мечта. Сам Господь привел его в храм. Засияли глаза солдата. Снял он фуражку с головы и, перекрестившись, низко поклонился в пояс Отцу Небесному:

— Благодарю Тебя, Отче, за милость Твою.

Встретили защитника Отечества согбенные старики да старушки с великим почтением и с удивлением. Да и епископ, увидев солдата, замешкался на мгновение и настороженно посмотрел на воина. Понял епископ, что необычный солдат пришел, коль отважился войти в храм Христов. А солдат слаженно так перекрестился, с глубоким почтением поклонился прихожанам, смиренно встал в сторонке перед образом Божией Матери по стойке смирно и стал усердно молиться вместе со всеми.

В очереди на елеопомазание прихожане подходили к епископу. Владыка Вениамин своим зычным голосом пробасил:

— Пропустите ко мне солдата.

Расступился народ, пропуская воина к епископу. С покорностью подошел солдат к Владыке и низко поклонился ему.

— Откуда, солдат?

— Из Тверской области.

Вздрогнул епископ, увидев перед собой земляка, глаза его засияли радостью.

— Как зовут, солдат?

— Иваном.

— Как родителя зовут?

— Иваном.

— Значит, ты Иван Иванович?

— Да, Владыка.

— Крещеный?

— Да.

— Крест носишь?

— Со дня крещения, Владыка.

— Да спасет тебя Бог, солдат. Надеюсь, мы еще встретимся, брат?

— Как благословите, Владыка.

— Я буду за тебя молиться, солдат.

Так состоялась первая встреча защитника Отечества и воина Христова Ивана Державина с его наставником, епископом Ростовским Вениамином (Федченковым).

Счастливый и взволнованный сержант вернулся в казарму. Встретили его сослуживцы и вопросами засыпали:

— Сколько мороженого съел?

— Какое кино смотрел?

— Познакомился ли с девушками?

Только поразились сослуживцы ответу сержанта:

— Я отца духовного встретил в городе.

Впервые услышали это слово солдаты, и не всем была  понятна  та радость, которую ощутил сержант после встречи с Владыкой.

Духовная семинария

После демобилизации из армии сержант Иван Державин приехал поступать в Троице-Сергиеву Лавру, но его не приняли. Председатель приемной комиссии, посмотрев документы солдата, посоветовал ему поступить на работу в милицию. А солдат верой и правдой хотел служить Христу. Он сообщил о своем искушении духовному отцу. Ректор Саратовской семинарии телеграммой вызвал солдата Ивана Державина к себе в Саратов. Преодолев все искушения, на вокзале в Москве солдат продал свои наручные часы и на вырученные деньги купил билет. На перроне решил помочь пассажиру донести чемодан до поезда. Так он оказался в одном купе со священником – о. Вячеславом из Саратова.

Радости епископа Вениамина не было предела. А сержант с сожалением признался, что опоздал на вступительные экзамены.

— Экзамены, солдат, ты сдал еще в армии.

Обрадованный Владыка на глазах членов приемной комиссии обнял растроганного сержанта и благословил его.

Не огорчил послушник своего учителя и оправдал его доверие. Учился семинарист Державин с необыкновенным рвением и прилежанием и успешно окончил Саратовскую Духовную семинарию. Получил благословение Владыки на бракосочетание с девицей Лидией и был направлен на свой первый приход в село Волчанка.

Памяти пастыря

Вот уже 15 лет ежегодно первого сентября в храме Казанской иконы Божией Матери села Нероновка Сергиевского района Самарской области совершается заупокойное богослужение, посвященное памяти митрофорного протоиерея Иоанна Державина. В один из таких дней душа радовалась, когда наблюдал, как десять священнослужителей – представителей семьи Державиных — чинно, благоговейно служат в алтаре, а на клиросе такое же количество певчих воодушевленно поет церковные песнопения.

Самый старший по возрасту представитель семьи Державиных — митрофорный протоирей Николай Агафонов — сказал о батюшке Иоанне проникновенные слова:

— Прошло уже пятнадцать лет со дня кончины батюшки Иоанна, но на смену отцу пришел его сын Роман. Храму Казанской иконы Божией Матери исполнилось сто лет. И храм, который был так дорог нашему любимому батюшке, преобразился и благоукрасился. Все это достойная память для нашего дорогого батюшки Иоанна: о храме, в котором он прослужил много лет, теперь заботятся его дети. Ведь мечта любого священника состоит в том, чтобы его дети пребывали в церковных заботах. Сам отец Иоанн всю свою жизнь жил именно ими. Я никогда не слышал от него разговоров на светские темы. Вся его жизнь была посвящена служению Богу. Помимо Церкви, весь мир был ему неинтересен, это был не его мир. Прихожане чувствовали это и тянулись к нему. Районное начальство советовалось с батюшкой и прислушивалось к его советам, несмотря на смутное время гонений на христианство.

Радостно и приятно стоять на этой заупокойной молитве, с надеждой в душе, что отец Иоанн помянет и нас в Царствии Божием. А то, что душа священника, всю свою жизнь отдавшего служению Церкви, пребывает в Царствии Божием, мы нисколько не сомневаемся. И хотя уже пятнадцать лет нет с нами батюшки, мы не ощущаем сиротства. Поскольку рядом с храмом его могилка. Его молитва пребывает здесь, в храме.

Отец Иоанн был ревностным, очень строгим пастырем. Он мог прогневаться за непослушание, но его гнев был праведным. Как говорил апостол Павел: «Гневайтесь, но не согрешайте».

Он всегда переживал, когда нарушалась какая-нибудь православная традиция, всегда чтил православные устои и нас приучил к этому.

Я очень рад и горжусь, что после себя в храме отец Иоанн оставил достойного наследника. Мы благодарны отцу Роману за достойное служение Церкви. Рады, что внуки отца Иоанна несут церковное послушание и сами стали священнослужителями. И как не радоваться, видя, что на Земле после смерти отца Иоанна продолжаются дела, которым он посвятил свою жизнь. Вечная ему память!

Дело отца продолжил сын

После смерти батюшки Иоанна его младший сын Роман заканчивает учебу в Самарской Православной Духовной семинарии и рукополагается в священники. В 1999 году он назначается настоятелем Нероновского храма Казанской иконы Божией Матери. Вместе с матушкой Лидией в школе Нероновки, а затем и Сергиевска они стали преподавать основы православной культуры. Лицом к православию повернулись и руководители района. В районе был открыт многопрофильный центр дополнительного образования «Поиск». Духовную музыку преподавала здесь матушка Лидия. Уроки по православной культуре вела Екатерина Ивановна Грузкова.

В кабинете, отведенном для занятий, повесили икону Божией Матери. Взглянуть на икону, послушать духовную музыку и ангельский голос матушки сбегались дети со всей школы. Для них это было настоящим чудом. Да и взрослые подобное видели впервые. Уроки по основам православной культуры, которые стали преподавать в школе, благодаря семейству Державиных совершили настоящий переворот в системе образования Сергиевского района.

Вспоминается случай из того времени, когда молодой батюшка Роман только начал служить в храме после окончания семинарии. К нему под благословение подошла молодая беременная женщина с двумя малолетними детьми и спросила:

— Батюшка, со скольки лет ребенку нужно прививать православие?

И в этом простом и кратком ответе проявился тот дух, в котором воспитал своих детей митрофорный протоиерей Иоанн Державин:

— С момента зачатия.

В семействе Державиных вера в Бога переходит из рода в род. Её невозможно купить, продать, уничтожить, она пребывает милостию Божией в сердцах этого благочестивого рода. В пяти районах Самарской губернии, где служил священником духовный пастырь Иоанн Державин, руководители партийных органов вели непримиримую войну с несговорчивым, непоколебимым борцом за православную веру и не смогли сломить его, переубедить, уничтожить. Рядом с батюшкой и в горе, и в радости всегда находилась его идейная помощница, верная и любящая матушка Лидия. Да хранит ее Господь за ее материнский подвиг!

Батюшкино благословение

Стояло жаркое лето 1968 года. Автор этих строк работал инженером-механиком в аэропорту «Смышляевка». Нас откомандировали в Пестравский район. Здесь на живописном берегу реки Большой Иргиз расположился наш полевой аэродром. Напротив, за рекой, огромное село Высокое с действующим храмом во имя Архистратига Божия Михаила. Колокольный звон взволновал мою душу, призывая посетить храм. Но как незамеченным переплыть через реку?

В случае общения со священниками и посещения храма можно было сразу забыть о карьере авиатора. Но это было моей заветной мечтой: в день своего рождения попасть в храм и взять благословение у батюшки Иоанна Державина. С ним мы не встречались, но председатель колхоза «Заветы Ильича» Бабицкий рассказывал необыкновенные истории из жизни настоятеля этого храма. Бабицкий гордо заявлял, что дружит с батюшкой, с которым партийное руководство района безрезультатно ведет идеологическую войну. Из разговоров с работниками сельхозуправления выяснилось, что молодой поп из Высокого стал «бельмом в глазу» для многих. Все это еще больше возбуждало во мне желание познакомиться с батюшкой. И Господь был милостив ко мне.

В выходной день колокольный звон известил об окончании богослужения. На аэродроме мы остались вдвоем с диспетчером Антониной Шиленкиной. Мой кодовый позывной был «пятнадцатый». Диспетчеру поступило сообщение: «Хлебороб, борт 09222, неисправность РВ-2. Доложите пятнадцатому».

В вагончик вбегает взволнованная Антонина и спрашивает: «Что делать?»

— Заводи самолет на посадку.

Механик и второй пилот побежали на речку. Мы с командиром Володей С. стали копаться в радиоаппаратуре. С Божией помощью быстро устраняю неисправность и машинально произношу благодарение Господу. Владимир удивленно смотрит на меня. И в этот момент в голове созревает дерзкий план исполнения моей мечты. По самолетной рации запрашиваю у диспетчера разрешение на взлет для проверки РВ-2 в воздухе. Усаживаюсь в кресло второго пилота, и командир поднимает самолет в воздух. Владимир закладывает крен, и наша «Аннушка» проносится над куполом храма. Полеты над населенными пунктами с химаппаратурой были строго запрещены.

Делаем два круга над колхозными полями. Радиовысотомер работает исправно. Возвращаемся на аэродром. По СПУ прошу командира зависнуть над храмом. Владимир убирает газ и резко подает штурвал от себя. На бреющем полете в пикировании мы безшумно проплываем над крестом блестящего под лучами солнца купола храма. Во дворе церковного подворья копошатся дети. Через открытые форточки пилотской кабины слышим визг поросят и кудахтанье кур. А в центре подворья, закрыв ладонью глаза от яркого солнца, в черной рясе стоит священник. И вдруг он опустил левую руку, а правой совершил крестное знамение самолета.

Так, по Божией милости, и состоялось мое первое заочное знакомство с батюшкой Иоанном Державиным.

Невозможно описать то состояние души, которое мы тогда испытали с Владимиром. Затем Господь сводит меня с настоятелями действующих в те временам храмов. Все эти замечательные батюшки — священники Александр Телегин, Павел Алексахин, Сергий и Иоанн Ильдияровы, Николай Винокуров, Николай Одинаркин, Николай Этнюков — в один голос рассказывают мне о неутомимом, непоколебимом борце за христианскую веру — отце Иоанне Державине.

Позже Господь сводит меня и с благочестивым родом Державиных.

Из воспоминаний матушки Иоанны Агафоновой, старшей дочери протоиерея Иоанна Державина:

— Сама я родилась в Волчанке, но мои воспоминания связаны с селом Высокое. Здесь я пошла в школу. Сидела за одной партой с Иваном Бабицким — сыном председателя колхоза. Из всех учеников только мы с братом Иваном открыто носили нательные крестики. Мы с Иваном не были ни октябрятами, ни пионерами. По своей детской наивности сильного давления со стороны учителей не ощущали и изгоями не были благодаря тому, что наш батюшка подружился с Бабицким. Да и директор школы Анна Лаврентьевна нас в обиду не давала. Но хотя я тогда была еще ребенком, мы явно ощущали давление на нашу семью со стороны партийного руководства и пережили многочисленные попытки выжить нас из села. По этой же причине отсюда уехал настоятель храма, который служил до нас.

По негласному указанию директора пансионата, воду для питья и бытовых нужд нам привозили в бочке сельчане. Батюшка в течение пяти лет так и не смог добиться у районного руководства разрешения выкопать колодец на церковном подворье. Хотя Церковь и была отделена от государства, но власти всеми силами вели борьбу с нами. У нас было свое хозяйство: корова, свиньи, куры, и мы, дети, копаясь в земле, ходили чумазые. Воды нужно было много: готовить пищу, огород поливать, стирать. В общем, «кислород» нам «перекрыли» основательно. Расчет был тонкий, но слава Богу, Господь не оставил в беде.

В этот момент священник Иоанн Соловьев решил уйти из храма в селе Нероновка нашей тогда еще Куйбышевской епархии. Владыка согласился отпустить его с условием, что батюшка найдет себе замену. К нам в Высокое приехали две женщины из Павловки, что расположена рядом с Нероновкой, и стали уговаривать батюшку переехать к ним. Батюшка с матушкой поехали в Нероновку знакомиться с условиями быта. Вода стала основной причиной нашего переезда в Сергиевский район.

Летом 10 июня 1969 года мы переехали в Нероновку, а на праздник Святой Троицы состоялось первое богослужение нашего батюшки в храме Казанской иконы Божией Матери. Здесь, в Сергиевском районе, я окончила среднюю школу. В 1977 году, по благословению родителей, вышла замуж за семинариста Николая Агафонова. Сейчас у нас с отцом Николаем пятеро детей и десять внуков.

— Матушка Иоанна, а как сложилась судьба Ваших братьев Ивана и Николая?

— Во время одной из поездок в Иерусалим трое священников из России, среди которых был мой брат отец Иоанн, после трапезы почувствовали себя плохо. Им предложили выпить какое-то лекарство, что они и сделали. После этого брат Иоанн впал в кому и умер. Похоронили его в Иерусалиме — такова была воля его супруги. Второй священник умер уже по приезде в Россию. Третий чудом остался жив.

Брат Николай, когда учился в Ленинграде, познакомился с будущим Патриархом Алексием (Ридигером), был у него в услужении. Священным Синодом митрополит Алексий был избран Патриархом Московским и всея Руси. Патриарх затребовал к себе брата Николая и назначил его своим референтом. Когда Патриархом был избран Святейший Владыка Кирилл, Николай был назначен заведующим отделом при Московском Патриархате. До сих пор он работает там в должности старшего референта.

Виктор Аникин

Фото автора и из архива семьи Державиных

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *