«Кресту, Твоему поклоняемся, Владыко

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…»
Зримый знак нашей Родины находится в нескольких километрах от города Переяславль Залесский в поселке Годеново Ярославской области. Затерялось это село на российской масштабной карте. Промчится мимо водитель, глянет в сторону одиноко стоящего храма и едет дальше. Далеко не все знают, что здесь, на подворье Переяславль-Залесского Никольского женского монастыря Ярославской епархии хранится нерукотворный Животворящий Крест Господень.

Долго искали мы дорогу к этому святому месту. Остановки, расспросы местных жителей, попытки сориентироваться по карте дали мало. Подвыпивший русский мужичок с бидончиком пива в руках, пообещавший показать дорогу, если подвезем его до нужного места, тоже не помог. Но стоило начать молиться, запеть тропарь Кресту Христову, как проблема решилась сама собой. Неожиданно нас обогнали «Жигули». На этой проселочной дороге встретить машину – уже неожиданность. А этот «жигуленок» не просто объехал наш автобус, а, подав сигнал, попросил остановиться. Когда руководитель группы вышел, чтобы узнать, чего хотят люди в «Жигулях», ему навстречу, улыбаясь, устремились немолодые мужчина и женщина. «Мы знаем, что вы ищете. К нерукотворному Кресту приехали, наверное», – сказала раба Божия в платочке. Тут же она стала рассказывать о чудесах, происходящих от этой святыни. Ее спутник был менее разговорчив и более конкретен. Он попросил листок бумаги, ручку и изобразил схему движения к храму, где хранится Крест.
Спросив у наших помощников их святые имена, чтобы помолиться об этих людях у святыни, мы вскоре подъехали к месту, откуда было видно храм в честь святителя Иоанна Златоуста, и пошли к нему пешком.
Историю Креста рассказала нам послушница, которая трудится на подворье.
«В летописи есть запись об этом явлении. Она датирована 29 мая (по ст. стилю) 1423 года. Сельские пастухи пасли скот в тот день на Никольском погосте. Так называлось в XV веке эта местность. Вдруг увидели они в глубине большой столб света. Конечно, убоялись: откуда быть свету во тьме, где человеку пробраться невозможно, засосет болотная жижа. А столб несказанного света стоял и стоял, звал к себе вопреки житейской логике. Что делать? Помолились Спасителю, Царице Небесной да Николаю Угоднику и пошли. По топям, прыгая с кочки на кочку, по темноте – к Свету. И предстал перед ними деревянный Крест, а на нем распятый Спаситель. Рядом стоял посреди болотной топи Николай Чудотворец с Евангелием в руках. Страх подкосил ноги пастухов, рухнули они перед Божиим чудом в священном трепете. А когда потихонечку пришли в себя, услышали от распятия голос: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий, исцеления многие будут…». Быстро разнеслась окрест весть о явлении Креста. Собрался православный народ, выбрал делегатов идти к местному епископу и просить благословение на строительство храма. Благословенная грамота была получена. В ней разрешалось строить храм во имя святителя Николая Чудотворца и придел в честь Животворящего Креста Господня. Много событий сопровождало воздвижение этого храма. В начале решили начать строительство не на самом болоте, а чуть поодаль. Но, видимо, на такое отступление не было Божией воли. Все, что построили днем, ночью чудесным образом перенеслось на место явления Креста, туда где среди болота возник небольшой островок. Построили дубовую, ладную, крепкую церковь, установили в ней явленный Крест. Прошло время, случился пожар. Первое, что хватились спасать местные жители – конечно же, Крест. Хотели вынести его из горящего храма, а он ни с места. Стоит, как вкопанный. Церковь сгорела дотла. Какова же была радость православных, когда на горящем еще пепелище нашли они невредимым Крест, на котором не было даже копоти. Благословясь, люди занялись строительством нового храма, а построив, установили в нем по правую руку от Царских врат чудотворный Крест, а по левую – икону святителя Николая. Исцеления от Креста начались с первых дней. Сколько их было за эти годы… Паломники ехали к святыне со всех концов Святой Руси. Деревянный храм просуществовал до 1776 года. На его месте построили каменный. Омывали слезами святое распятие, преклоняли колена и просили помощи, утешения и исцелений, укрепления в вере, Божиих милостей и вразумлений. И начинали ходить расслабленные, прозревать слепые… Разве обо всем расскажешь? Но…

Пришли богоборческие годы. Разорили храм, чудотворная икона святителя Николая безследно исчезла. А разве Крест оставлять можно? Ну и что с того, что бабушка этого молодого парня шла сюда долгими верстами, обивая в кровь ноги, дабы вымолить ему, родившемуся заморышу, и по мнению медиков, «неживому» младенцу телесное здравие и силы? Вот он теперь какой. Грудь нараспашку, нательный крест снят, шапка на голове, хоть и в храме. Сегодня он пришел, чтобы вынести этот Крест.
А тот ни с места. «Что делать?» — стали думать разрушители старого порядка – комсомольцы. Принесли пилу, а она не берет Крест, только зубья сломались. Кто-то в азарте крикнул: «Топором его…» Топор отскакивал и безполезно стучал по Распятию. Тут активисты испугались. Крест явной чудесной неприкосновенностью вразумлял заблудших детей Небесного Отца. Им бы остановиться, но нет. И, загнав страх Божий в глубины неправедного сердца, заполненного злобой, стали лить на Крест соляную кислоту. Но и это не помогло… Не знаем, что стало с богоборцами. Исчезли они из села. А вот что случилось с другим атеистом, известно. Решил он исследовать породу дерева. И надумал отпилить палец на правой ноге Спасителя. Дерево на этот раз поддалось, но вскоре у несчастного загноился мизинец, началась гангрена. В страшных муках он скончался.
Кстати, люди заметили, что лик Спасителя на Распятии схож с Его изображением на Туринской Плащанице».
Все это рассказала инокиня нашей группе, собравшейся недалеко от входа в храм.
Но где же Крест? Почему его нет? Ведь в начале повествования нам обещали показать эту святыню.
Оказалось, что Крест временно сняли со своего места для проведения профилактических работ. Специалисты из Санкт-Петербурга обработали его специальным составом, предохраняющим от древоедов… И вот это небольшое помещение. Крест лежит на специальных подставках на высоте около метра от пола. Над ним полиэтиленовая пленка. На Кресте Спаситель. Он распростер руки, раскрыв объятия, и смотрит на нас, грешных. Невольно выступили слезы, к горлу подступил комок, а с губ полилось: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…». Вот и левая ручка, пригвожденная к Кресту. Именно к ней нам разрешили приложиться (остальные участки обработали химикатами). Наклоняюсь. Губы касаются теплого, как человеческое тело, дерева. А внутри такое же чувство, как после причастия Святых Христовых Таин. Отхожу, продолжая: «и святое воскресение Твое славим».
Кажется, что Крест висит горизонтально в воздухе, и многие благоговейно проползают под ним, надеясь исцелиться от своих недугов. Одна из самых маленьких наших паломниц четырехлетняя Настенька, девочка слишком живая, затихает, ложится под Крест и крестится. Глаза полны слез. В сердце звучат слова: «Поклоняемся, Владыко»…
После посещения этой святыни нам открылось значение понятия «Животворить». Это значит создавать жизнь, жизнь истинную, освященную Светом Божественной Истины и утверждающую, что православие — единственный путь для нашей страны, и русский народ-богоносец спасен будет только им.
Преподобный Сергий Радонежский, являясь образцом монашеского подвига, внес неоценимый вклад в государственное устроение нашего Отечества и вот уже более шести веков сохраняет всеобщее почитание и любовь к себе. Более двухсот монастырей было построено по благословению и молитвам преподобного. Основателями многих из них были его сподвижники, многочисленные ученики и последователи. Поэтому игуменом земли Русской называют его не только в Церкви, но и в народе.

Да подражаем вере его
Святой апостол Павел в послании к евреям писал: «Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, их же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их». (Евр. 13,7).
В чем суть этого послания? Наверное, ярче всего для нас она выражена в необходимости подражания Угодникам Божиим. Именно для того и осиял Господь небо церковное толиким множеством православных святых, чтобы каждый из нас удобно мог по своей потребности принимать от них свет и управление своего пути на Небо.
Именно научению нас, грешных, той истине, что возвышенный образец возвышает подражателя, необходимости подражать твердой, непорочной, живой, действующей в подвигах, в любви, в творении добра, вере, и состоит одно из главных значений этого паломничества.
Сегодня, думается, всем участникам этой поездки особенно отчетливо ясно, что она и состоялась потому, что с одной стороны постоянно шла под водительством и по молитвам игумена земли Русской, в честь которого освящен храм, явившийся организатором этой поездки, а с другой – всегда так или иначе увиденное помогало нам ярче осознать величие его подвигов и вызвало желание хоть немного походить на игумена земли Русской.

«Без Мене не можете ничегоже…»
Эти слова Спасителя, думается, о необходимости духовного окормления православных христиан. И в широком смысле, наверное, их можно применить к тому, что без благословения Спасителя, Богородицы и угодников Божиих ни одно дело не получится. Тем более если речь идет о духовном делании, каким является паломничество по святым местам.

Наша поездка и началась с благословения у святых угодников, вернее, их вразумления нас, недостойных.
При подготовке к паломничеству день и время отъезда были определены заранее. Наш автобус должен был отойти от храма в честь преподобного Сергия Радонежского в пятницу, 7 сентября, в 18.00. Время рассчитывалось исходя из того, чтобы на следующий день засветло доехать до города, с которого начиналось наше паломничество. Но организаторы в спешке забыли все, о чем говорилось выше, и хотя благословение на поездку было получено у настоятеля храма протоиерея Евгения Шестуна, а в группу входили два священника, без молитвы и благословения преподобного уехать из Самары мы не смогли. Казалось бы: перенеси на час время отъезда, постой, помолись на вечерней службе в храме, которая каждую пятницу включает в себя акафист Сергию Радонежскому, приложись к его иконочке, испроси благословения в путь, и – вперед, но мы до этого не додумались. Многие паломники стояли возле храма, и когда в нем звучали слова «Светозарное светило в Православной Российстей державе и во всей вселенной благодатию немерцающего солнца, Христа Иисуса… исполнен еси и Божественными лучами Трисолнечного Света осиявает, облистаеши верныя…», разговаривали между собой. Как любящий отец, вразумляющий своих неразумных чад, – преподобный Сергий преподал нам первый урок духовной мудрости. Не захотев перенести отъезд на час назад, мы выехали на три часа позже запланированного времени, а автобус подъехал к храму только тогда, когда, взяв благословение у священников, вся группа встала на молитву и начала читать акафист Николаю Чудотворцу.

Попрощавшись с сопровождающими, мы сели на свои места и каждый задумался о вразумлении преподобного.
Мне же вспомнились события десятилетней давности. Тогда мы с женой впервые побывали в Троице-Сергеевой Лавре. Только теперь я вижу, что так и эти события нераздельно связаны целью научить нас жить по-православному.
Я уже рассказывал о том, как Господь показал нам, кто молился у Его Престола о самарских паломниках. Наше первое посещение обители, где подвизались и которой руководил преподобный, было так же связано с блаженной Марией Ивановной.
Воцерковление нашей семьи тогда только начиналось. А проблем хватало. Узнав, что в Самаре есть старица, которая помогает многим, исцеляет болящих, дает мудрые ответы, – мы поехали в Воскресенский собор, где жила тогда подвижница. Пришли к деревянному домику, расположенному недалеко от храма. Встали среди группы людей, которые чего-то ждали. «Она нездорова, отдыхает», — сказал кто-то. Нам было как-то неуютно и все время хотелось уйти. Через некоторое время на крыльцо дома вышла просто одетая старенькая женщина невысокого роста. Она не смотрела ни на кого, но отчего-то показалось, что взгляд ее устремлен на нас. Ясно и отчетливо мы услышали: «Благословляю вас, деточки! Ко мне у вас вопросов нет». Сопровождающая старицу женщина в черном сказала, что приема сегодня не будет. Сразу же все разошлись. Нас охватило странное чувство. С одной стороны было досадно, что не попали к Марии Ивановне, с другой все внутри заполнили …радость и человеколюбие.
Через несколько дней, видимо, по молитвам Марии Ивановны произошли несколько событий, перевернувшие всю нашу жизнь.

Во-первых, обстоятельства сложились таким образом, что мы попали в Троице-Сергиеву Лавру, а во-вторых, нашли ответ на все свои не заданные ей вопросы. Хорошо помню первое посещение этого святого места. Мы приехали в Сергиев Пасад ближе к вечеру. Руководительница группы сообщила, что до утра все свободны. Пошли кто куда. Через несколько минут я входил в Лаврские ворота. Не спросив ни у кого дороги, пошел почему-то к небольшому храму. Перекрестился. Вошел. Прошел еще немного и очутился в полумраке. Раньше такого со мной не происходило никогда. Словно пустой сосуд, меня заполнили до краев чувства безвозвратной потери чего-то очень близкого и дорогого, а вместе с тем, наоборот, обретения основания, уверенности в правильности поведения тех, кто сейчас в этом храме. Я, как и все вокруг, опустился на колени, и не стыдясь нахлынувших чувств, – заплакал. Радостные слезы горячими струйками сползали по лицу. А губы шептали: «Преподобный отче Сергие, моли Бога о нас».
Приложился к мощам, вышел из храма. Не успел еще решить, куда идти дальше. А мне навстречу идет седобородый монах, которого под руку держит молодой послушник. Старичок остановился, словно ждет меня. Я подошел, взял благословение и задал все свои вопросы. Когда мой собеседник удалился, а я, стараясь удержать в голове его советы, повторял про себя сказанные старцем слова, подошла руководительница группы. Оказалось, что моим собеседником был известный на всю страну архимандрит Кирилл (Павлов). Незадолго перед этой встречей я слышал авторитетное мнение одной из опытных паломниц о том, что к отцу Кириллу попасть невозможно. А вышло, что по воле Божией и по молитвам подвижников благочестия все возможно!
Осмысливая увиденное и пережитое, можно сказать, что все наше паломничество было так или иначе посвящено знакомству с подвигами Сергия Радонежского и его последователей, многие из которых причислены к лику святых. Нам доводилось быть там, где ступала нога преподобного, жили или подвизались его родители, ученики или ученики учеников игумена земли Русской!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *