Пасха за колючей проволокой

Шестого мая 1945 года узники одного из самых страшных гитлеровских концлагерей — Дахау — праздновали Святую Пасху.
Лаборатория пыток
Дахау?–?первый концентрационный лагерь в?Германии, созданный еще в?марте 1933 года. Это была своего рода «лаборатория», в?которой отрабатывались самые зверские формы физического и?психологического воздействия на?человека. Здесь проводились безчеловечные медицинские опыты над людьми. Изучались воздействие на?них холода, возможность с?помощью медикаментов управлять их поведением.
Расположение лагеря оказалось далеко не?случайным. Жители небольшого города Дахау на?выборах 1933 года единодушно проголосовали против нацистов, и?фюрер им отомстил: построил концлагерь таким образом, чтобы ветер нес на?город дым из?печей лагерного крематория вместе с?запахом сгоревших трупов.
Сначала нацисты отправляли в?Дахау своих политических противников: коммунистов, социалистов и?противившихся режиму священников. А также тех, кто, по?их мнению, портил «арийскую расу». С началом Второй мировой войны сюда стали поступать военнопленные и?интернированные.
В Дахау, по?свидетельствам очевидцев, построили полигон, на?территории которого были насыпаны валы и?вырыты траншеи для военных «учений». Военнопленные должны были уходить от?огня, а солдаты-новобранцы?–?стрелять по?жи­вым мишеням. Отличившиеся получали шанс попасть в?элитные части СС. А тех, кто не?справлялся с?заданием, в?лучшем случае отправляли на?фронт, а в?худшем?–?за?колючую проволоку. Солдат в?охрану лагеря отбирали особенно тщательно. Одним из?условий приема было официальное отречение от?веры. Для нацистов не?могло быть других богов, кроме Гитлера.
Освобождение
За время существования лагеря в?нем содержались 250 тысяч человек из?24 стран мира, в?том числе из?Советского Союза. Около 70 тысяч были зверски замучены, 140?тысяч переведены в?другие концлагеря, и?лишь около 30?тысяч дожили до?освобождения.
Трудно представить, чего стоило узникам Дахау и?других нацистских лагерей просто оставаться людьми. А они еще находили в?себе силы для борьбы! За день до?освобождения концлагеря 28 апреля 1945 года действовавшая в?Дахау подпольная организация подняла восстание, сорвав план уничтожения оставшихся в?живых заключенных.
А на?следующий день у?ворот лагеря появились американские солдаты. Вот что об?этом писал бывший узник Дахау (№ R 64923) Глеб Александрович Рар: «Некоторое время спустя, когда отключено электрическое напряжение, врата открываются и?американские военнослужащие заходят внутрь лагеря. Когда они с?широко раскрытыми глазами смотрят на?нашу изголодавшуюся толпу, страдающую от?тифа и?дизентерии, они скорее походят на?пятнадцатилетних подростков, чем на?испытанных в?бою военных». Американцы были так потрясены увиденным, что без суда и?следствия расстреляли многих немецких солдат из?числа охраны, сдавшихся в?плен.
Страстная Седмица
Война заканчивалась. Уже покончил с?собой Гитлер, советские войска взяли Берлин. Оставалось несколько дней до?капитуляции Германии. Г. А. Рар пишет: «Конечно, я все это время отдавал себе отчет в?том, что эти многозначительные события происходили во?время Страстной Седмицы. Но как мы отметим ее, помимо нашей тихой, частной молитвы? Один соузник и?главный переводчик Международного комитета заключенных, Борис Ф., навестил меня в?„блоке 27“?-?моем бараке для зараженных тифом, чтобы уведомить меня о?предпринимаемых попытках организовать совместно с?Греческим и?Югославским комитетами заключенных православное Богослужение в?день Святой Пасхи 6 мая.
Среди заключенных находились православные священники, диаконы и?монахи со?Святой Горы Афон. Но не?было ни облачений, ни каких-либо книг, икон, свечей, просфор, вина. Из положения выходили так: взяли холстинные полотенца в?лагерной больнице, соединили их по?всей длине и?получили епитрахиль. Пришили к?ней красные кресты?–?те самые, что были на?форме медперсонала больницы.
Очень помогли католические священнослужители?–?тоже узники Дахау. Фашисты разрешали им служить мессу перед началом работы. «Они нам, православным, предложили воспользоваться их молитвенной комнатой в?„блоке 26“, который был как раз напротив, через улицу от?моего собственного блока,?–?вспоминает Г. А. Рар.?–?Кроме деревянного стола и?списка иконы Ченстоховской Божией Матери, висевшей на?стене над столом, часовенка была совершенно пустой».
Пасхальное богослужение
День Святой Пасхи в?тот год пришелся на?день памяти святого великомученика Георгия Победоносца. В богослужении приняли участие сербы, греки и?немногие русские. К тому времени в?лагерь уже прибыли офицеры СМЕРШа, которые начали возводить новые загородки, отделяя советских узников от?остальных заключенных. Впоследствии им предстояла репатриация, а многим?–?новые лагеря.
«За всю историю Православной Церкви, вероятно, не?было такого пасхального Богослужения, как в?Дахау в?1945 году,?–?пишет Г. А. Рар.?–?Греческие и?сербские священники и?сербский диакон облачились в?самодельные ризы, которые они надели на?серо-голубые полосатые одежды заключенных. Затем они начали песнопения, переходя с?греческого на?церковнославянский, а затем снова на?греческий. Пасхальный канон, пасхальные стихиры?–?все пелось наизусть. Евангелие?–?«В?начале было Слово»?– ?также по?памяти. И, наконец, Слово свт. Иоанна Златоуста?–?тоже по?памяти. Молодой греческий монах-святогорец встал перед нами и?произнес его с?таким проникновенным энтузиазмом, что мы его никогда не?забудем до?конца нашей жизни. Казалось, что сам Иоанн Златоуст говорил через него к?нам и?также ко?всему остальному миру!
Восемнадцать православных священников и?один диакон, в?большинстве?–?сербы, участвовали в?этой незабываемой службе. Подобно расслабленному, которого через отверстие в?крыше опустили перед ногами Христа Спасителя, греческий архимандрит Мелетий был принесен в?часовню на?носилках, где он пробыл лежащим во?время всего Богослужения.
Священнослужители, участвовавшие в?пасхальном Богослужении в?Дахау в?1945 году, теперь поминаются за?каждой Божественной литургией в?русской часовне-памятнике в?Дахау вместе со?всеми православными христианами «на?месте сем и?в?иных местах мучения умученных и?убиенных».
Борис Пинский,
журнал «Православный паломник».

Один комментарий к Пасха за колючей проволокой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *