Возрождение традиций

Шихобаловская богадельня. Фото из коллекции Г. В. БичуроваПервый раз в домовую церковь в честь преподобного Серафима Саровского мы попали в престольный праздник. Тогда, 1 августа, храму исполнилось 110 лет. Кроме того, это был день тезоименитства настоятеля церкви — игумена Серафима (Барякина). И сегодня мы попросили отца Серафима рассказать нам об истории этого удивительного храма, в котором так тепло и уютно. Но сначала приведем некоторые строки из книги «А.Н. Шихобалов. Его жизнь, просветильные и благотворительные учреждения его имени (1912 год)»: «120 лет назад 14 ноября 1893 года в Самаре была торжественно освящена и открыта основанная купцом Антоном Николаевичем Шихобаловым богадельня со странноприимным домом для паломников. Они разместились в двухэтажном каменном доме, что стоял на углу улиц Алексеевской (Красноармейской) и Уральской (Бр. Коростелевых).
Спустя 10 лет, в 1903 году, в год прославления преподобного Серафима Саровского, на втором этаже дома решено было устроить домовую церковь в честь этого великого святого. Храм имел обособленный вход со стороны улицы Уральской. Над входом размещался эркер-фонарь, который поддерживали колонны и венчали крест и икона преподобного Серафима Саровского. Церковь могла вместить до 500 человек.
Храм был окрашен в сероватый тон и расписан фресками, преимущественно из жизни преподобного отца Серафима Саровского. Фрески принадлежат кисти местного художника Белоусова. В алтаре прямо на оконном стекле светлыми красками была написана икона Спасителя. В церкви, просторной и светлой, все было устроено по чину благолепно. Богослужения в церкви совершались по очереди священнослужителями Ильинской церкви, в приходе которой находилась Шихобаловская богадельня. В воскресные и праздничные дни служились всенощные и обедни.
Содержание богадельни обезпечивалось процентами с капитала 65370 рублей, пожертвованного А.Н. Шихобаловым. Богадельня, учрежденная Антоном Николаевичем Шихобаловым, дает некоторое понятие о его благородном характере. Он принадлежал к лучшей части общества по характеру своей филантропической деятельности.
Правда, Антон Николаевич был человек богатый, но ведь общество во много раз богаче. Оно могло бы без затруднений построить не одну такую богадельню. Однако отчего же оно не строит? Ответ может быть только один – общественная совесть продолжает оставаться равнодушной к данному вопросу. Только инициатива передовых людей изредка будит наше общество, напоминая ему о его обязанностях к ближним. Антон Николаевич строил приюты для сирот, школы и украшал храмы Божии. Дела, направленные на помощь ближним, совершались не из честолюбия и, несомненно, отвечали его христианским идеалам.
Антон Николаевич был человеком твердых принципов, самобытный, дошедший до истины путем упорного мышления. Пройдя суровую школу жизни, Антон Николаевич вынес из нее редкое качество — стремление служить на пользу тем, кто обделен вниманием общества. Так просто Антон Николаевич Шихобалов совершил свое хорошее дело, оставив по себе добрую память.
В 1918 году храм был закрыт, а здание бывшей богадельни десятки лет использовалось под школу».
Но все в этом мире промыслительно, и по воле Божией здание бывшей богадельни и храм через много лет вернули Церкви. И вот мы беседуем с настоятелем домового храма во имя преподобного Серафима Саровского игуменом Серафиом (Барякиным).
— Батюшка, расскажите, пожалуйста, о вашем приходе.
— Когда мы открыли этот приход, верующие, которые почитают преподобного Серафима Саровского, потянулись в наш храм. Многие стали постоянными прихожанами. Первое время, конечно, было трудновато, потому что решалось очень много проблем – и ремонт, и реставрация. Надо было набирать певчих, приобретать церковную утварь, иконы. Сейчас, слава Богу, все необходимое для богослужения есть.
— И сколько времени вы здесь служите?
— В этом здании мы начали служить со 2 января 2010 года. Проводили большие работы по восстановлению первоначального облика храма. После школы здесь остались классы, перегородки, на месте храма была спальня. Мы, конечно, постарались все вернуть в первоначальное состояние.
Это просто чудо, что на потолке сохранились прекрасные росписи, которые мы, слава Богу, смогли открыть и восстановить. На стенах они еще закрыты, а там, как написано в книге о Шихобаловых, были изображены сцены жития преподобного Серафима Саровского. К сожалению, в советское время росписи замазали. Но мы постараемся все восстановить.
— Батюшка, кроме воскресной школы, при храме создана православная гимназия?
— Уже два года по благословению митрополита Самарского и Сызранского Сергия существует православная гимназия. Наши ученики окончили первый и второй класс в школе № 54, где мы арендовали два класса. Но поскольку гимназия расширяется, мы решили переехать в наше здание. Гимназия имеет лицензию, государственную регистрацию. Сейчас мы готовимся, оформляем документы и с нового учебного года сможем продолжить занятия уже в этом здании. Оно расположено в очень хорошем районе, в самом центре города. Здесь есть домовый храм, необходимый в православном учебном заведении. Ведь дети, которые у нас учатся в гимназии и в воскресной школе, воцерковляются с раннего возраста. Они регулярно ходят на службу, исповедуются и причащаются по субботам и воскресеньям. На Пасху, на Рождество и другие праздники дети показывают прекрасные концерты.
Наша гимназия работает по тем же программам, что и общеобразовательная школа. И наши выпускники будут получать такой же аттестат зрелости, как и в государственной школе. Но мы, как частное учебное заведение, можем по своему усмотрению вводить дополнительные предметы. С первого класса ведется углубленное изучение математики, информатики, литературы. Читается курс «Проектная деятельность». Наши дети изучают историю православия, Священное Писание, они знают молитвы, ходят на службы. Мы часто ездим с ними в паломнические поездки. Уже были в Сергиевом посаде, в Дивеево, в Казани. Недавно приехали из Екатеринбурга, где посетили места, связанные с Царской семьей. На каждые каникулы мы стараемся вместе с детьми посетить те или иные святые места. Стремимся воспитывать своих учеников в православном духе, глубоко верующими людьми. Это одна из самых важных задач нашей гимназии.
Сейчас дети углубленно изучают английский язык, а в 5-6 классах они будут изучать древние языки – древнегреческий, латинский и церковнославянский. Это входит в программу классической гимназии. Особое внимание уделяется здоровью ребят. Все дети посещают бассейн, ежедневно во всех классах проводятся уроки подвижных игр. Наши учащиеся получают полноценное трехразовое питание.
— А ваши программы отличаются от курса «Основы православной культуры»?
— Курс «Основы православной культуры» (ОПК) так же, как и в государственной общеобразовательной школе, у нас будет преподаваться с четвертого класса. Хотя я считаю, что этот предмет должен изучаться с первого по десятый классы. Решение вводить ОПК с 4 класса, на мой взгляд, – это результат сопротивления введению этого предмета в школе. Я считаю, что для развития молодому поколению необходимо знать не только культуру, но и веру, которая была и есть в нашем народе. А это обязательно связано с историей России, с историей Церкви, с историей русской культуры. Я не понимаю тех, кто хочет разделить эти понятия. Это все равно, что отделить арифметику от геометрии. Я обеими руками за то, чтобы историю, например, изучать полностью, все, что было в реальной жизни страны, в жизни всех народов, которые жили и живут на территории России, ничего не замалчивая. И совершенно невозможно отделить историю государства Российского от православия. У России нет другой истории, кроме православной. Можно, конечно, исказить историю, но я считаю, история должна быть истинной наукой. Наука – это факты, документы, свидетельства современников, а не домыслы и фантазии.
— Какие учебники вы используете для изучения православной истории и культуры?
— У нас нет какого-то одного обязательного учебника. Мы используем много разной литературы. Потому что, на мой взгляд, есть учебники, которые не очень подходят для изучения в школе православной культуры и истории. Учебники — это вещь очень серьезная, и писать их должны специалисты, а точнее, коллектив специалистов. Если появится какой-то обязательный учебник, мы будем пользоваться им.
Кроме того, знание древних языков позволит изучать историю и нашего, и других народов и цивилизаций более глубоко, чем в общеобразовательной школе. Сейчас вообще стараются повысить уровень богословского образования и в Духовной академии, и в семинариях. Ведь невозможно заниматься богословием и историей Церкви без знания древних языков. Иначе это профанация. Ведь Священное Писание написано на древнем языке, и не всегда достаточно перевода для его изучения. Необходимо делать новые переводы с помощью современной науки, новейших технологий и программного обезпечения. Современный перевод позволит более точно передать смыл Священного Писания. Мы должны быть людьми не только глубоко верующими, но и глубоко знающими, чтобы противостоять тем искажениям, которые могут прийти к нам со стороны. Ведь выпускники дореволюционных гимназий писали на латыни сочинения, стихи, проповеди. Я считаю, что нам еще очень далеко до уровня богословского образования в России конца ХIХ и начала ХХ веков. К сожалению, октябрьский переворот прервал процесс развития богословской науки в России. Таких ученых богословов, как Болотов, Глубоковский, Муретов, Скаболановский, сейчас просто нет. Но всякое разрушение требует восстановления. Работа идет, но понадобится еще очень много времени, чтобы вернуться к уровню богословской науки дореволюционной России.
Наука всегда идет вперед, а у нас в развитии богословия был, к сожалению, очень большой перерыв, когда не было возможности этим развитием заниматься. Но времена, слава Богу, меняются к лучшему. В 2015 году Русская Православная Церковь будет отмечать 200 лет со дня рождения святителя Феофана Затворника, величайшего нашего ученого-богослова. И сейчас наши богословские школы вместе с Академией наук работают над изданием всех его трудов. Это будет 40 томов. Из всех наших святых отцов святитель Феофан первый, по трудам которого ведется такая работа. Великая работа предстоит тем, кто захочет возродить русскую богословскую науку.
— Ваша гимназия и храм расположены в Ленинском районе. Администрация оказывает вам какую-то помощь?
— Да. Если я обращаюсь, мне никогда не отказывают в помощи, особенно в решении коммунально-бытовых проблем. Я очень благодарен за это. С приходом нового Правительства Самарской области мы начали работы по реставрации нашего здания. Большую помощь нам оказывают Губернатор Николай Иванович Меркушкин и руководитель департамента по вопросам правопорядка и противодействия коррупции Самарской области Валерий Павлович Юртайкин.
— На мой взгляд, это здание очень подходит для православной гимназии.
— Безусловно. Здесь была богодельня, в которой постоянно молились люди. И эта намоленность чувствовалась в храме с самого начала нашего служения. Недаром говорят, что у каждого храма есть свой Ангел-Хранитель. Да и во всем здании чувствуется атмосфера домашнего тепла. Хотя предстоит еще очень большая работа по возрождению храма и восстановлению здания.
Наталия ПЕТРОВСКАЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *