Двенадцатого июля в Самаре произошло знаменательное событие – празднование 150-летия основания храма в честь первоверховных апостолов Петра и Павла.
Митрополит Самарский и Сызранский Сергий в сослужении сонма духовенства отслужил Божественную литургию. И поскольку праздником Петра и Павла завершается Петров пост, большая часть молящихся причастились в этот день Святых Христовых Таин.
Тепло поздравив собравшихся с праздником, владыка Сергий отметил:
— Удивительна и интересна история Петропавловского храма, она тесно связана с образованием нашей Самарской и Сызранской епархии. Петропавловская церковь меньше других была разрушена в годы безбожия и явилась немым свидетелем многих важных исторических событий нашего края. Этот храм сыграл очень значительную роль в сохранении Православия на Самарской земле в дни безбожных лихолетий ХХ века, являясь единственным форпостом Православной Веры.
Не случайно в годины испытаний люди идут в храм. Ведь здесь незримо присутствует Господь, и мы можем получить от Него утешение, укрепиться духом. Для русского национального самосознания храм – то место, где утверждается наши история, традиция, освящается быт, формируется образ мыслей и чувств, что сохраняет национальную идентичность.
Когда мы отходим от своей исторической православной традиции, то впадаем в нигилизм, как об этом писали протоиерей Сергий Булгаков и Владимир Соловьев. Такая трагедия случилась с нашим народом 100 лет тому назад. Поэтому главная задача сегодня – пробудиться для Бога, освятить свои мысли и чувства, вспомнить родную историю, осмыслить не только свое бытие, но и всю русскую жизнь, состояние культуры.
Очень важно, чтобы сегодня к нам, и прежде всего к молодежи, вернулись вера и молитвенное настроение. Потому что, утратив веру, этот великий божественный дар, которым Господь щедро наградил русского человека, мы теряем себя, свое великое предназначение в мировой истории.
Но торжества не закончились праздничной службой. По окончании Божественной литургии был совершен крестный ход вокруг храма. А затем во дворе Петропавловской церкви на сооруженной для этого радостного светлого дня сцене выступали творческие коллективы подразделений НФ «Детский епархиальный образовательный центр».
Отрадно сознавать, что в торжествах приняли участие и видные общественные деятели города, в том числе глава городского округа Самара Дмитрий Игоревич Азаров. После завершения крестного хода, отвечая на вопрос журналистов «Дмитрий Игоревич, во дворе Петропавловского храма находится прекрасное трехэтажное здание головного филиала Некоммерческого Фонда «Детский епархиальный образовательный центр». Город как-то участвует в духовно-нравственном, патриотическом воспитании подрастающего поколения?», Дмитрий Игоревич сказал:
— Конечно. Трудимся по благословению Владыки вместе, и очень много сделано стараниями Церкви, трудами митрополита Самарского и Сызранского Сергия. Сейчас очень много действующих воскресных школ, подразделений епархиального центра. Они создаются как при храмах, так и в обычных общеобразовательных школах. Мы видим огромные плюсы этого сотрудничества. Что такое знания без духовности, без нравственности? В руках людей образованных, но безнравственных знания могут быть обращены против человечества, против существования государства.
Я вместе со всеми радуюсь этому празднику, юбилею храма. Петропавловский храм тесно связан с историей Самары как губернского города, и иногда я слышу, что его называют Петропавловской крепостью. Наверное, в этом есть доля истины. Совершенно точно, что Петропавловский храм – это крепость духа, веры, нравственности, надежды. Это крепость, которая охраняла наш город, и я уверен, что и впредь будет надежно его защищать. Поздравляю всех с праздником!
Перед началом концерта об истории храма рассказал известный всей православной России прозаик, клирик Петропавловской церкви протоиерей Николай Агафонов. Он сказал:
— Планы о храме на этом месте появились в первые годы образования Самарской епархии. И уже второй Владыка епископ Феофил (Надеждин) положил начало этому благому делу.
Раньше здесь, на окраине тогдашней Самары, пересекались две улицы: Оренбургский тракт (ныне улица Чкалова), потому что эта дорога уходила на юго-восток, в Оренбург, и Сенная (ныне ул. Буянова). Сюда со всей губернии крестьяне привозили на возах для продажи сено. И вот по благословению владыки Феофила в 1863-м году, ровно 150 лет назад, был основан храм. Сначала его построили однопрестольным. Но город разрастался, и храм потребовалось перестроить. Добавились еще два престола. В конце XIХ века трудами известного самарского архитектора А.А. Щербачева в два раза увеличились объемы боковых приделов, обновлены иконостас и росписи стен. При церкви открылась школа на 60 детей, что для того времени было очень хорошо.
Свою славную историю храм начал с создания Самарской епархии но самые яркие и трагические страницы выпали на времена гонения на Церковь в 30-е годы.
Когда в Самаре закрывались церкви и монастыри, храм Петра и Павла стал мучеником в прямом смысле слова. Весь его клир пострадал. В 1937-м году было арестовано 16 человек, в том числе 2 архиепископа, 7 протоиереев, дьяконы и церковный актив. Все они в 1938-м году приговорены к расстрелу.
С этого времени церковь оставалась закрытой, потому что некому было служить. Но прихожане проявили преданность своему храму, петропавловцы в то время назывались православными, а покровцы – обновленцами. Потому что в Покровском соборе властвовали обновленцы, которые не признавали Патриарха Тихона.
По этой причине храм Петра и Павла был всегда переполнен народом, сюда шли со всех мест. Он в то время оставался, если не считать церкви в Кинель-Черкассах, единственным оплотом Православия на всю епархию. Когда он закрылся, люди стали приходить сюда тайно.
Во время арестов священнослужителей и актива храма, одна женщина, которая работала просвирницей, избежала репрессий, потому что лежала в больнице. У нее сохранялись ключи от церкви. И люди собирались ночью. Она открывала храм, они брали книги, читали, пели акафисты, молились. Вскоре и это запретили под видом того, что якобы появилась трещина. На самом деле эта трещина не касалась здания храма, а была только на штукатурке. Сегодня мы видим, что храм до сих пор стоит, и стараниями нашего Владыки прекрасно выглядит.
В 39-м году его превратили в конюшни. Когда лошадей вели в алтарь, чтобы сделать там стойло, лошади, по свидетельству очевидцев, упирались, посрамляя людей. Даже лошади преклоняли голову перед алтарем и не хотели идти на «новое место обитания». Так безсловесные животные оказались к Создателю ближе тех безбожников, которые Его отвергали.
Храм окончательно разорили. Иконы, чудный дубовый иконостас распилили и отдали в коммунальное хозяйство района. И этим иконостасом топили кочегарку.
Но Бог поругаем не бывает. Люди продолжали молиться. Была сильная приходская община, и верующие продолжали ходатайствовать об открытии церкви. Наконец в 1946 году этого удалось добиться. Радости верующих не было предела. За несколько дней собрали пожертвования на 600 тысяч рублей. Вы можете себе представить, что для того времени после разрухи Великой Отечественной войны означала такая сумма! Люди несли золотые вещи, украшения, сносили какие можно иконы, которые успели попрятать. И храм был восстановлен буквально в считанные месяцы. Первым настоятелем, который восстанавливал храм, был приснопоминаемый протоиерей Сергий Воловский, человек, одаренный во многих отношениях. Он организовал здесь церковное пение, возобновил Богослужение. И служил здесь до конца дней своих на радость прихожанам.
Петропавловская церковь существовала в советское время наравне с Покровским кафедральным собором. Только два действующих храма было на весь огромный мегаполис, миллионный город.
Храм Петра и Павла всегда был полон людьми. Помолиться сюда в советское время приезжали со всех сел, поскольку рядом находился пригородный автовокзал. Даже площадь перед храмом была заполнена народом. Для них было великой радостью хотя бы постоять рядом с храмом во время Богослужения, получить Божие благословение.
Этот храм вошел в новый век, как мученик, как место, где совершают молитву священномученики. И ныне настоятелем храма является митрополит Самарский и Сызранский Сергий, который неустанно заботится о его благоукрашении. Вы сами, дорогие братья и сестры видите, что здесь изо дня в день что-то строится, расписывается, ремонтируется, находится под непосредственным покровом нашего правящего архиерея. Между прочим это есть возвращение к древней традиции, потому что и в 30-е годы прошлого века настоятелями храма сего были архиереи, как и к традиции архиерейского служения акафистов по четвергам, которую также возродил наш владыка Сергий.
Завершился праздник запуском декоративного воздушного шара, «купол» которого состоял из плотно прилегающего друг к другу разноцветья обычных воздушных шариков. Яркий, красочный шар все выше и выше поднимался в небо, словно напоминая каждому из нас о необходимости хранить в своей памяти горний мир и устремлять свой взор в Небо.
Ольга Васильева.