Юбилей подгорских обителей

Второго августа на правом берегу Волги в селе Подгоры Заволжский Свято-Ильинский женский монастырь отпраздновал 10-летие со дня своего основания. Несмотря на дождливую погоду, многие самарцы в Ильин день приехали на это замечательное торжество. Божественную литургию по благословению митрополита Самарского и Сызранского Сергия возглавил епископ Кинельский и Безенчукский Софроний. Ему сослужили настоятель Заволжского мужского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня архимандрит Георгий (Шестун), настоятель Воскресенского мужского монастыря г. Тольятти архимандрит Гермоген (Крицын), братия Заволжской мужской обители и другие самарские священнослужители. И Ильинская церковь обители, и территория возле входных дверей храма были полны прихожанами.

Радостно, светло и торжественно прошла архиерейская служба. Почти половина присутствующих в памятный для обители день приняли из рук епископа Софрония Святые Тайны Христовы.

Затем исполняющая обязанности настоятельницы Заволжского Свято-Ильинского женского монастыря благочинная обители монахиня Нина (Механикова) поблагодарила архипастыря за радость совместной молитвы в праздник Илии Пророка и 10-летнего юбилея обители. Она отметила: «Вы посещали нашу обитель, когда были благочинным по монастырям, и вот теперь, когда Вы пребываете в епископском сане. Мы с сестрами очень Вам благодарны», — и подарила владыке Софронию памятный подарок.

Епископ Кинельский и Безенчукский Софроний поблагодарил матушку Нину за приветствие и обратился к молящимся с проповедью. Он сказал:

— Сегодня мы почитаем память славного пророка Божия Илии. Как говорит Священное Писание, пророк Илия был взят от земли на небо во плоти и, как любой человек должен отдать дань смерти, так некогда и Илия Пророк должен переступить порог смерти. Это случится в последние времена, когда на Земле воцарится антихрист, и святой пророк Божий Илия будет обличать нечестие антихриста.

Святой пророк Илия был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте и молитве. Он жил в непростое для израильского народа время. Его пророческое служение пришлось на годы царствования израильского царя Ахава. Народ забыл истинного Бога, жил в нечестии и развращении, воспринял чуждые, богопротивные обычаи. Угодник Божий обличал израильтян, наипаче старейшин, от которых зависело духовное состояние народа. Иезавель, жена Ахава, будучи идолопоклонницей, убедила мужа принять языческую религию.

Чтобы угодить своей супруге, царь распространял и капища, и идолов.

Такое легкомыслие пагубно отражалось не только на царской семье, дворе, но и на народе. Пророк Божий обличал, увещевал, за что много претерпел и даже мог лишиться жизни. Но не пришло его время, Господь укрепил Своего угодника, и через три года странствий пророк Илия совершает чудо – обращает к покаянию нечестивого мужа.

Братья и сестры, святой Илия — пророк строгий, грозный, он пламенел верой, но и в наше лихое время нужно быть ревностным в вере, подражать святым угодникам Божиим.

Вот мы сегодня служили в древнем храме, освященном в честь Илии Пророка. Раньше, как и многие храмы России, он был разрушен и пришел в запустение. Тем не менее, ныне мы празднуем 10-летие основания Заволжского Свято-Ильинского женского монастыря. Кажется, это небольшой срок.

Но если посмотреть на плотину, вода там течет постоянно, и особенно много воды проходит весной — когда плотину открывают и происходит большой сброс воды. Так и здесь: наступила такая благодатная весна, когда так много воды прошло за 10 лет. Положены большие труды. Мы видим, что не просто прошли годы, но все это время здесь жили люди и вкладывали свою энергию в строительство монастыря, устроение монашеской жизни.

Здесь незримо духом присутствует ныне покойная первая настоятельница монастыря игумения Анастасия. Это она с сестрами здесь трудилась.

И архимандрит Георгий положил много трудов, чтобы поддержать матушку с сестрами, помогала и братия мужской обители, которая несет здесь череду священнослужения. Конечно, самый большой труд — это молитва, и вместе с молитвой насельницы сумели столько восстановить, это тоже немалый труд.

Поэтому хочу выразить огромную благодарность за положенные труды, на которые отданы силы, здоровье.

И все же мы должны помнить, что монастыри – это духовные оазисы, они необходимы, потому что у каждого своя миссия в этой жизни. Кто-то несет службу в армии, кто-то воспитывает детей, кто-то рисует, кто-то убирается и подметает, а обязанность живущих в монастырях — молиться за весь мир.

Хотелось бы пожелать дальнейшего духовного процветания, возрастания сестрам, братиям близлежащего монастыря. И свет этого духовного тепла, который исходит от монастыря и ради которого трудились обители, в самом деле так необходим многим и многим людям.

Вот мы с вами молились в храме древнего пророка Божия Илии, а рядом с ним находится храм свщмч. Константина Сухова, уроженца нашей Самарской губернии, который жил, вырос, возведен в священнический сан на нашей земле. Он до крови исповедал свою веру и принял мученическую кончину. Так в обители храм в честь древнего пророка, ревностного свидетеля веры соседствует с храмом, посвященным новому исповеднику веры – мученику ХХ века. И нам, братья и сестры, есть на кого равняться и с кого брать пример. Ибо без Церкви человек спастись не может. Как говорит русская пословица, «кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Сейчас нашу веру порой проверяют на прочность, пытаясь совершать на нашу Церковь какие-то нападки.

Братья и сестры, будьте бдительны и непреклонны в своем стремлении к Божиему Царствию, которого все вы, Бог даст, сподобитесь по молитвам святого славного пророка Божия Илии. Хранит всех Господь! Многая вам и благая лета!

Затем молящиеся с хоругвями и иконами совершили праздничный крестный ход по Ильинскому монастырю. Возле часовни в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» епископ Кинельский и Безенчукский Софроний совершил молебен с водоосвящением. После этого крестный ход проследовал на могилу первой настоятельницы Заволжского Свято-Ильинского монастыря игумении Анастасии (Шестун), где была отслужена лития по усопшей год назад первой игумении обители.

Когда начался молебен с водоосвящением, внезапно пошел дождь, но к концу водоосвящения дождь прекратился, и Владыка, к всеобщей радости собравшихся, окроплял окружающих святой водой уже под просветленным небом. А когда участники крестного хода пришли к могиле матушки Анастасии и стали молиться, выглянуло солнце. Погода окончательно преобразилась, когда пели «вечную память». Удивительно, что в этом году в день памяти Илии Пророка не гремели раскаты грома.

Затем все молящиеся были приглашены на праздничную трапезу.

Уединение монастырской тиши, сплоченность в единомыслии так благотворно повлияли на души людей, что трудно было расставаться с этой особенной красотой природы, пропитанного молитвой пространства, и никто не хотел покидать этого замечательного своей святостью места.

Ольга Васильева

Фото Михаила Тимофеева

 

Уголок Божиего Рая на земле

Заволжский Свято-Ильинский женский монастырь расположен на окраине села Подгоры. Недалеко от него находится Заволжский мужской монастырь в честь Честного и Животворящего Креста Господня. На территории обители первыми путника встречают древний святой источник Илии Пророка с купальней и деревянный храм в честь Честного и Животворящего Креста Господня, построенный в стиле русского северного зодчества. А если подняться на километр вверх по горе, то открывается вид на скит, в центре которого в окружении срубовых келий, братской трапезной и дома для паломников сияет золочеными куполами небольшой деревянный соборный храм в честь святителя Нектария Эгинского. Первые насельники появились здесь летом 2003 года. Накануне 10-летия монастыря об устроении иноческой жизни в мужской обители мы беседуем с иеромонахом Антонием (Подоровским), благочинным Заволжского мужского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня.

— Какое значение имеет монастырь в Вашей жизни?

— Монастырь — это дом. Это не просто место, где тебя кормят, дают кров, где ты можешь отдохнуть, где тебя любят.

Дело в том, что монах при постриге дает обет, что он будет пребывать до конца своих дней в том монастыре, где его постригли, либо в том, куда его благословят подвизаться. То есть монастырь – это то место, где инок может спастись. Представьте себе оранжерейные цветы. Для того чтобы они нормально росли, цвели, необходима сама оранжерея. Без нее некоторые, может быть, еще поживут, поцветут, но мы знаем, что в более суровых условиях цветы уже не те и быстро погибают. Монахи – это оранжерейные цветы, и монастырь для них –естественная среда обитания, вне которой себя чувствуешь не в своей тарелке.

Когда создавалась мужская обитель, наш настоятель отец Георгий прежде всего заботился о том, чтобы тех, кого Господь приведет в монастырь, могли здесь спасаться.

Первым делом батюшка создал братство. Монастырь живет единой семьей, единым духом. Современный мир сегодня утратил опыт жизни в единомыслии. Для него сейчас кажется совершенно нормальным, что каждый живет сам по себе, спасается индивидуально, думает, что хочет, имеет свое мнение по всем вопросам. Утрачено понимание того, как можно жить в единомыслии. Когда ты видишь красоту людей, которые находятся вокруг тебя, видишь образ Божий, который проявляется в живущих рядом с тобой, не перестаешь удивляться.

Единомыслие братии – это не объ­единение на время группы людей вокруг какой-то одной идеи, чтобы потом разойтись в разные стороны, а сплоченность вплоть до смерти. Потому что мы знаем: если мы выдержим до конца свой подвиг, то так и будем вместе навсегда со всей нашей братией.

Конечно, такое единодушие монашеской общины возможно только благодаря тому, что есть настоятель, который не просто администратор, строитель, прораб монастыря, а отец каждому. И наш монастырь – это место, где ты явно видишь любовь, какой она должна быть.

Многие, попадая сюда, говорят о том, что здесь чувствуется особенная благодать. Даже природа вокруг преображается. Вроде лес как лес, гора как гора, а вот храм построили, молитва стала идти, и как будто пейзаж преобразился, уже не просто лес и гора, будто уже часть Рая. Действительно, практически каждый монастырь есть уголок Рая Божия на земле, и в нашем монастыре это очень чувствуется.

Заботами отца Георгия для монашествующих созданы все условия, чтобы спасаться. Этому способствует даже то, что нет хороших дорог. Мы действительно удалены от мира. Помогает и отсутствие электричества. Потому что когда оно есть, человек легко выходит из естественного режима жизни. А когда электричества нет, то, как только стемнеет, делать становится больше нечего, ты ложишься спать и утром без особенных затруднений просыпаешься к 5.00 на службу. И естественным образом каждый день участвуешь в службе. Тебя никто не отвлечет, не оторвет от нее. Причащаемся мы раз в неделю, а иногда и чаще. Только когда сплошные седмицы, братия не причащается. И при подготовке к причастию не нужно самим вычитывать правило — все вычитывается в церкви. Удобно то, что можно исповедоваться, когда батюшка приезжает, открывать ему помыслы. Находясь в этом месте, испытываешь какую-то особенную Божественную любовь, заботу. И чувствуешь потребность вернуть часть этой любви тем, кто находится рядом.

С тех пор как я принял постриг, а это случилось семь лет назад, я ни разу не пожалел о том, что оказался в нашем монастыре. Слава Богу за такую милость.

— После того как Вы в 2010-м году стали благочинным, что-то изменилось?

— Я познал свои немощи, свою ограниченность во многих отношениях. В начале монашеского пути я считал, что мне все по плечу. И вдруг выяснилось: для того, чтобы совершать многие дела, надо привлекать других людей, что я сам просто не способен делать какие-то вещи. Господь открыл мне, что не стоит надеяться только на себя.

— Что самое трудное в монашеской жизни?

— Самое трудное — следить за собой, контролировать свою волю. Наша задача – следить за тем, чтобы ничего не делать самочинно. Это, оказывается, очень сложно. Тебе сказали делать одно, а ты делаешь другое. Тебя благословили выполнить это так, а ты делаешь по-своему. Тебя просят трудиться сейчас, а ты отлагаешь на потом. А потом оказывается, что времени уже нет, надо исполнять другие послушания.

Конечно, следует учиться любить братию, терпя немощи других. Общежительное монашество дает такую возможность. Как говорится в русском народе, «стерпится – слюбится».

Причем если я хорошо отношусь к какому-то человеку, это еще не значит, что я его люблю. Святитель Нектарий Эгинский говорил, что любовь – это не чувства, а конкретные дела, которые ты совершаешь. Вот когда ты что-то должен сделать другому человеку, а ты вместо этого говоришь ему о своей безмерной любви, то это не любовь. Любовь – это конкретные дела, причем иногда не те, что тебе представляются, а те, что полезны ближнему.

Братия у нас очень хорошая. Из почивших хочется вспомнить схимонаха Анастасия. Это был Божией милостью молитвенник. Он последовательно прошел все степени монашества. Сначала был иноком Платоном, первым обитателем нашего мужского скита. А до этого подвизался первым насельником на источнике. Вот такой первопроходец. Потом его постригли в монашество с именем Евстратий. Хорошо помню, когда я приехал в монастырь, он выполнял послушание водителя. Батюшка много про него интересных историй рассказывал. Например, о том, как отец Евстратий мог выехать в час-пик в город и застрять на монастырской машине на перекрестке Московского шоссе и улицы Революционной. Там он среди безпрерывного мелькания автомобилей как ни в чем не бывало выходил в своем монашеском подрясничке, открывал капот, что-то там подкручивал и ехал дальше. – Ничего не боялся.

Помню, как-то я пришел к нему, чтобы что-то узнать о монастыре, а он говорит: «Отец, а ты знаешь, Господь мне дал непрестанную молитву». Я тогда года 2 уже жил в обители и еще не понимал, какой это великий дар. Непрестанную молитву просто так Господь не дает, ей надо учиться. Тогда я не обратил на это внимания, а потом выяснилось, что схимонах Анастасий действительно был выдающимся подвижником. Сейчас батюшка благословил меня жить в его келье.

Еще один интересный факт. Вокруг его кельи растут дубочки, которые, пока он был жив, каждый год приносили плоды – желуди. Но с тех пор, как я туда поселился, уже два года, плодов пока не было. Вообще все, что посадил отец Анастасий, замечательно прижилось и растет.

Мы стараемся на камушке, где молился отец Анастасий, поддерживать чистоту, порядок, возжигать лампадку. А он ежедневно в любую погоду в определенное время ходил молиться на камушке. У нас все кельи стоят в удалении друг от друга, а его келья самая дальняя в монастыре.

— Батюшка, как появляются послушники в обители?

— Самым неожиданным образом. Некоторые с давних пор были духовными чадами отца Георгия, а некоторые – из числа паломников из других городов. Господь по Своему Произволению приводит людей в обитель. Например, один отец попал в наш монастырь при очень своеобразном стечении обстоятельств. Он долгое время подвизался послушником в Санаксарском монастыре, был знаком с отцом Иеронимом, другими старцами. У него обнаружили очень тяжелое заболевание. Когда его привезли в наш монастырь, сказали, что он проживет совсем недолго, и батюшка сразу благословил его постричь. Это был декабрь 2005 года. Отца постригли, и он тут же начал поправляться. А через некоторое время его рукоположили в иеромонахи, и теперь он служит в женском монастыре.

— Говорят, что правый берег Волги буйной растительностью, уединенностью места напоминает Афон. А устав у вас тоже афонский?

— Наш устав очень похож на афонский, вообще у нас очень много традиций Святой Горы. Так, мы носим греческие скуфеечки афонского типа. Кроме того, наш настоятель одновременно является духовником, старцем. И нынешний игумен Ватопедского монастыря Святой Горы Ефрем, который привозил Пояс Пресвятой Богородицы, подчеркивает, что это очень важная вещь, чтобы игумен монастыря был одновременно и духовником для братии. С точки зрения афонской традиции это очень существенно. И то, что мы, иеромонахи, не исповедуем друг друга, а только батюшка принимает нашу исповедь, тоже афонская традиция. Поскольку чтобы исповедовать, нужен духовный опыт. Не каждый иеромонах им обладает, не всякому иеромонаху полезно принимать исповедь.

— А то, что рядом с вашей обителью находится женский монастырь, как-то сказывается на жизни братии?

— Для нас это очень мощная поддержка, духовная и материальная.

Хочется выразить особую благодарность сестрам женского монастыря, матушке Анастасии, которая о нас заботилась и каждый праздник делала подарки братьям мужской обители. Казалось бы, у нее были свои сестры, забот хватало, но она нас никогда не забывала. Матушка была удивительным человеком, она умела любить всех, неизбирательно.

На все праздники, когда нам требовалось, сестры всегда готовили что-нибудь вкусное. Пекли пироги, готовили салаты. Причем это даже не обговаривалось. Они сами покупали необходимые продукты. Несколько ночей перед праздником они не спали, и в результате в мужском монастыре всегда было чем потчевать гостей, которые к нам приезжали. И так продолжается до сих пор.

Матушки и просфоры нам пекут. Причем они сами взяли на себя это послушание. Мы ощущаем на себе их заботу, любовь, молитвенную поддержку. Женский монастырь в данном случае как старшая сестра нашего монастыря, и нам есть чему у них поучиться, есть чему подражать. Матушки – удивительные люди.

— Наш Троице-Сергиев храм был обычной приходской церковью, теперь это подворье мужского монастыря. В связи с этим что-то изменилось?

— Безусловно. Конечно, батюшка всегда создавал в храме особенную атмосферу, но в последние годы ощутимы определенные изменения, подворье все более проникается монашеским духом. Думаю, что эта тенденция продолжится и со временем все больше клириков будет из числа монашествующей братии. Здесь уже сейчас чувствуется дух монашества, послушания настоятелю, хотя и служат батюшки семейные. Постепенно это место все более и более будет преображаться и видимым образом превращаться в настоящее подворье монастыря.

Ольга Васильева

Фото Михаила Тимофеева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *