Памятник богоборцу и вероотступнику


Все, наверное, знают, как желающим повенчаться разбойник говорил слова староверческих начетчиков: «попляшите вокруг куста – вот вам и венчание!»  Но часто забывают, что Разин убил святителя Иосифа Астраханского. Не случайно Разин, вместе с Пугачевым был анафематствован.

Протоиерей В. В. Зеньковский

«Русское старообрядчество»

Первое знакомство

Добрый день, досточтимые читатели «Православной народной газеты»! Эти грустные размышления навеяны тем, что сегодня в Богоспасаемом граде Самаре полным ходом идет электронное голосование за вид памятника Степану Разину вместе с персиянкой, которую он, руководствуясь непроверенными данными, утопил в водах реки Волга.7-8-9 стр

Следовательно, возможность наличия такого памятника на нашей земле члены оргкомитета по установке скульптурных памятников «Культурная Самара», возглавляемого сопредседателями — Главой городского Округа Самара Дмитрием Азаровым и депутатом Государственной Думы России Александром Хинштейном, даже не подвергают сомнению. Вопрос в другом: какой вид будет иметь это изваяние. Сидя или стоя необходимо изобразить людей, живших в далеком XVII веке и удостоенных сегодня чести быть увековеченными именно в нашей любимой Самаре.

Как ни прискорбно, в нашем городе и по сию пору продолжаются труднообъяснимые эксперименты по увековечиванию памяти тех, кем восхищались богоборцы прошлого или сомнительным героям настоящего. Речь идет о памятниках и скульптурных композициях, посвященных нашей истории. Это и каменные «герои» гражданской войны — люди убивавшие сотни и тысячи своих соотечественников под руководством стоящего на одной из центральных площадей города, недоросшего до своего постамента руководителя их «братского союза» Ильича, и воплощенные в реальность скульптурные двойники киногероев с довольно сомнительной репутацией, и другие изваяния местных и иногородних скульпторов. А теперь вот мы дошли и до создания изваяния в честь бандита и богоборца Степана Разина, анафематствованного Русской Православной Церковью в 1671 году при первосвятительстве Патриарха Иосифа.

Совсем недавно, 24 марта в неделю Торжества Православия в православных церквах вновь отслужен чин Торжества Православия и в триста сорок второй раз подтверждено это решение.

Тем не менее, используя поиски студентов Суриковского института из Москвы и продолжая «лучшие» традиции прошлого века, в Самаре грядет установка памятника человеку, чьими, может быть, и благими намерениями, вымощена дорога в Ад.

Поэтому наш сегодняшний разговор именно о нем.

Идею композиции навеяли слова популярной в народе песни, написанной спустя два века после иллюстрируемых в этой композиции событий Николаем Садовским.

— Речь идет о песне, которую знает вся страна. Подходить к ее сюжету с меркой XXI века нельзя, — комментирует Александр Хинштейн.

Да, песню любит русский народ за драматизм описываемых событий, конфликт, необходимость сделать выбор, принять правильное решение. А кое-кто и за сострадание к убитой таким образом несовершеннолетней девочке-персиянке. Но совсем не за то, что она увековечивает личность  того, кто «на бабу променял» своих подельников и потом чудовищным образом «исправил» сделанную ошибку.

Попробуем разобраться: есть ли целесообразность установки такого памятника в нашем городе.

Мы начнем свой небольшой экскурс с того момента, когда тридцатипятилетний атаман, который в свои годы успел поучаствовать в войнах с крымскими татарами и турками, побывать с  в Посольском приказе града  Москвы в качестве полномочного представителя донского казачества, провести  переговоры с калмыками о совместных действиях против крымских татар, возглавить военный поход казаков против турок и крымских татар. Поход завершился удачно, казаки возвратились на Дон с богатой добычей и пленными.

И вот наступил 1665 год. В составе войска князя Юрия Долгорукова, действовавшего против поляков, был отряд донских казаков под предводительством старшего брата Степана Разина Ивана. Утомившийся от похода казачий атаман посчитал, что участие в кампании —  его личное дело, и оно не связано ни с какими обязательствами перед московским правительством. А поэтому он решил, что может увести своих казаков на Дон, даже не получив на то разрешения царского воеводы. Такое поведение военачальника во время похода почти всегда расценивалось как предательство, а посему Долгоруков приказал догнать донцов, возвратить  их в боевые порядки, а самоуправного атамана казнить.

Кровь за кровь

По всей видимости, это событие и предопределило всю дальнейшую жизнь Степана Разина, решившего, что его службу царю можно завершить. И он взялся собирать вокруг себя всех людей, недовольных московскими порядками и политикой.

Начало его активных действий, а проще – бунта, относится к весне 1667 года, когда атаман во главе двухтысячной ватаги «любителей зипунов», т. е. любителей легкой наживы  в районе Камышина напал на караван речных судов, следовавших из Нижнего Новгорода в Астрахань. Добычей Разина стали несколько десятков речных кораблей с хлебом и купеческими товарами.

Отягощенные товаром казаки спустились вниз по Волге. Затем они вдоль северного берега Каспийского моря дошли до устья реки Яик, поднялись вверх по ее течению и, не встречая сопротивления, овладели Яицким городком.

Дальше — больше. Вот только несколько наиболее ярких эпизодов из четырех летних вояжей разбойников.

Возле Черного Яра Разин высек встретившегося на пути воеводу этого города,
ссадив его без штанов на берег после экзекуции. Все происходящее тогда было чистой воды разбоем и отличалось неким бесшабашным размахом и совершенно немыслимой наглостью.

Когда разинцы подошли к Яицкому городку, то оставили струги, переоделись, и группа из сорока человек во главе с  атаманом постучала в ворота, попросив пустить их в церковь, чтобы помолиться. Ворота были открыты, и «богомольцы» перерезали охрану. Разинцы вошли в городок. Стоявший в Яицком городке стрелецкий гарнизон не успел или не посмел оказать сопротивление. Однако Яцын – стрелецкий голова и его товарищи задумали что-то против Разина. Прознавший об этом атаман по-своему наказал их. Собрали гарнизон на площади, и один из стрельцов (звали его Чикмаз) стал рубить головы вчерашним своим товарищам. Картина, думается, была страшная: за два часа было обезглавлено 170 человек. Трупы сбрасывали в яму, расположенную рядом. Некоторые из приговоренных стрельцов падали в обморок от ужаса, их в безпамятстве подтаскивали  к плахе и казнили. Степан сидел здесь же, наблюдал и, видимо, утомившись, объявил оставшимся в живых стрельцам, что, мол, прощаю, можете остаться со мной, а можете идти. Стрельцы подумали денек и решили уйти из городка. Тогда казаки во главе с атаманом нагнали их за городом и порубили.

Примерно в то же самое время воронежский епископ Тихон сообщал Синоду, что в 3-х черкасских благочиниях 58 духовных лиц самовольно определены кругом, без его благословения и что исправить эти безпорядки нет никакой возможности.

На Волге разинцы завладели несколькими караванами купеческих и царских судов, в том числе богато нагруженным баркасом Святейшего Патриарха Иосифа, разделили добычу между собой и двинулись вниз по реке мимо Царицына к Черному Яру.

Около двух лет Разин громил кавказские и персидские берега, дал морской бой персидскому правителю Менеды-хану, разбил его наголову, пленил его сына и красавицу дочь, (по некоторым сведениям с целью выкупа) и в первых числах августа 1669 г. явился с несметными богатствами под Астраханью. Видя его мирные намерения и желание пройти на Дон, воевода Прозоровский и князь Львов приняли его в Астрахани ласково, хвалили за подвиги и победы над басурманами и в заключение выдали ему милостивую царскую грамоту, в которой прощались казакам все их вины, и разрешалось возвратиться на Дон.

Но как же оценил Разин Царскую милость? Довольно своеобразно. 4 сентября 1669 года он двинулся из Астрахани вверх по Волге, а потом перетащился на Дон. Между старыми городками Кагальницким и Ведерниковским, в юрте нынешней Богоявленской станицы, на Кагальницком острове, он заложил себе главный стан, обнес земляным валом и поставил пушки.

Вскоре после этого Разин двинулся вверх по Дону к Паншину. Отряд его усилился до 10 тысяч. В нем так же, как и прежде, было немало запорожцев. В Паншин к нему явился Васька Ус, поднявший в украинных городах крестьян против помещиков. Разгромив калмыков, кочевавших между Доном и Волгой, и отняв у них скот, Разин подступил к Царицыну. Воеводу Тургенева казаки и народ отвели на веревке к Волге и бросили в воду.

Затем, был взят и Камышин. Воеводу и приказных утопили. Разин двинулся к Астрахани. Стрельцы и народ, встречавшиеся на Волге, умножали ряды мятежников. Астрахань в то время считалась очень сильною крепостью — в ней на стенах в два ряда было до 460 пушек и значительный гарнизон. Но что могло устоять против народного вождя, объявившего всем примкнувшим к нему беглецам полную свободу и казачьи права. Крепость сдалась почти без боя. Бывший тогда в городе голландец Людвиг Фабрициус вспоминает о том, что новый воевода Одоевский, (поставленный мятежниками. — ред.), «велел взять под арест всех астраханских жителей… свирепствовал до ужаса: многих повелел воевода заживо четвертовать, кого заживо сжечь, кому вырезать из глотки язык, кого заживо зарыть в землю. И так поступали как с виновными, так и с невиновными. Под конец, когда народу осталось мало, он приказал срыть весь город». Купцы, дворяне, дети боярские и весь приказный люд погибли. Раненого от руки местного холопа воеводу Прозоровского сам Разин столкнул с колокольни. Имущество убитых пошло в дуван (добычу). Все приказные дела были сожжены.

Против государева дела

— Вот так я сожгу все дела у государя, — говорил Разин народу.

Саратов сдался без сопротивления. Воевода Лутохин, дворяне и приказный люд были казнены. В городе ввели казацкое устройство, с казацким кругом. Атаманом поставлен Григорий Савельев.

В письмах к народу Разин говорил, что он идет истребить бояр, дворян и весь приказный люд и установить по всей Руси казацкое устройство. «Я не хочу быть царем, писал он, а хочу жить с вами, как брат». Зная, с каким уважением темный народ относится к царской особе и к Патриарху, и, желая подорвать их авторитет, Разин велел покрыть два судна: одно — красным бархатом, а другое — черным. В первом посадил пленного черкесского князька и назвал его царевичем Алексеем, недавно умершим, а во втором какого-то монаха, объявив его гонимым царем, низверженным Патриархом Никоном. Агенты Разина говорили, что сын царя не умер, а убежал от суровости отца к ним и теперь идет добывать себе престол и искоренять бояр, думных людей, воевод и помещиков, потому что они народные мучители, а как только воцарится, то будет всем воля и равенство. Народ верил и шел на зов Разина. Поднялись и черемисы, чуваши, мордва и казанские татары. Он даже пытался завязать сношения с крымским ханом и персидским шахом, но успеха не имел.

31 мая 1670 года разинцы появились под Самарой. Наш город тогда представлял собой крепость, обнесенную высоким частоколом со сторожевыми башнями на углах. Здесь находился небольшой гарнизон во главе с воеводой Иваном Алфимовым — около 100 конных и 200 пеших стрельцов, нескольких пушкарей. Под стенами крепости размещались посадские и крестьянские дворы, торговые лавки, базар. Захватив эту слободу, мятежники начали штурм крепости. Были сожжены две сторожевые башни, но прорваться внутрь повстанцы не смогли, и вынуждены были встать лагерем в трех верстах от крепости, поджидая подкрепления.
26 августа к Самаре подошли новые отряды Разина. Жители крепости, боясь полного разорения, подняли восстание, открыли ворота и встретили, впустили разинцев. Воевода Алфимов, несколько дворян и подьячих были схвачены и в железных клетках «посажены в воду», то есть утоплены. Крепостью стал управлять выборный атаман Иван Константинов, который объявил всем вольную и освободил население от податей.Ст 7-8-9

Лихое безбожие
А теперь хотелось бы поговорить о духовной составляющей этого нашествия. Интересное свидетельство сохранилось о пребывании Разина в покоренном им Царицыне. К атаману подошел молодой парень Агей Ерошка и попросил помощи: попы отказали ему в венчании, ибо архиерей велел не венчать тех, кто встречал и помогал Разину. Разин распорядился: «Попов — на дыбу! За бороды вздерну. Вредное семя». Но потом успокоился и сказал парню: «К черту долгогривых! Свадьбу сыграем по-казацки: свадьба на воле. Под небом, под Солнцем». На свадьбе пустили чаши с вином и пивом посолонь — по кругу, как это делалось на протяжении тысяч лет! На торжестве в честь молодых Разин вскинул к небу хмельную чашу: «Пусть вольному воля. Пусть счастье любому. За нашу безбрежнюю вольную Русь!» И приказал впредь попов не слушать, а женить молодых его атаманским именем: «Свадьбы — не божье, а людское дело. Пусть не попы, а люди чинят здесь суд».

А вот другой случай. У одного из соратников Разина родилась дочь. Обратился казак к своему атаману, что за имя дочери взять. Разин сказал: «Воля, Волюшка». Казаки засомневались, что нет в святцах такого имени, на это им атаман задорно ответил: «Ну и что. Мы это имя впишем!» Отношение подельников Разина к «долгогривым», как называли они священников, и к подлинной Древней Вере (которая в их мировосприятии представляла собой переплетение славянской веры с православным христианством) прослеживается и в других моментах, не только в этом.

При войске была бабка-ворожея, которая одним словом могла вдохновить на ратный подвиг струсившего бойца или малодушного человека.

Считалась чародейкой и одна из его храбрейших сподвижниц — старица Алена, воевода арзамасских крестьян. Эта женщина  была ворожеей-зелейницей, т. е. травницей: она врачевала травами и заговорами. В своих «прелестных письмах» Алена призывала не верить попам, которые вещали, что крепостное право «одобрено Священным Писанием и угодно Богу». Когда боярские войска пленили Алену, они объявили ее колдуньей.

В «Сказании о нашествии на обитель преподобного отца нашего Макария, бывшем от воров и изменников воровских казаков» и в «Сказаниях о чудесах иконы Тихвинской богоматери в Цивильске» казачество объявлялось носителем «воровства и богохульства». Архимандрит Спасова монастыря свидетельствовал в монастырской летописи: «…приходили они (т. е. казаки) в Спасов монастырь и всякие крепости и жалованные грамоты, да долговые записи подрали, дабы утвердить свою мужицкую правду…» «Земля. Воля. Правда.»

В унисон с церковными воззваниями в царских грамотах также везде подчеркивалось не только «разбойное» начало восставших людей, но и «богоотступничество»: «В прошлом во году изменники воры донские казаки Стенька да Фролко Разины с товарыщи своими, забыв христианскую веру, великому государю изменили…» Царские грамоты с первых же дней восстания объявили его в вероотступничестве и среди одного из аргументов значилось, что он вводил гражданские браки вместо церковного обряда и водил новобрачных «вокруг древа» — вербы или березы. Разин объявлялся как «угодник дьяволов» и «заводчик всякого зла». Его и велено было схоронить на мусульманском (Татарском) кладбище. Как видим, предки были разборчивее нас и воздали богоборцу и человеконенавистнику по заслугам.

Из смертного приговора, читанного Стеньке Разину на месте казни 6 июня 1671 года

Вчитаемся в строки этого красноречивого документа:
«Ты, злодей, богоотступник и бунтовщик донской казак Стенька Разин, в 7175 (1667) году (от сотворения мира), забыв страх Божий и присягу на верность его величеству великому государю Алексею Михайловичу, государю и защитнику всея Великия, Малыя и Белыя России, произвел против него мятеж и, возмутив других казаков, пошел с ними на реку Волгу, дабы привести там во исполнение злодейский замысел свой. И придя туда, причинил ты великий убыток множеству людей, захватив насады — большие лодки, груженные соленой рыбой и солью, принадлежащие Патриарху и монастырям. И еще захватил ты насады многих купцов и так грабил и разбойничал повсюду до самых стен Астрахани.

Ты, злодей, меж Астраханью и Черным Яром ограбил, убил и кинул в воду Семена Беклемишева, воеводу великого государя, посланного к тебе для переговоров. И такое же злодейство учинил ты над офицером московским Сивцовым, который послан был к тебе того же ради.

А когда прислали к тебе из Астрахани в город Яик воеводу и двух московских полковников с солдатами, дабы склонить тебя по добру отстать от разбоя и принести повинную государю, ты полковников тех повесил, и вместе с казаками твоими ушел из Яика, и пошел от моря на Волгу, и, идучи туда, разорял все рыбные промыслы и сжигал поселения татар.

Ты, злодей, приходил к городу Тарки, и было от тебя немалое разорение в тех местах, а также и в части владений шаха Персидского. Придя на Каспийское море, ты грабил жителей Персии и отнимал товары у купцов, а то и убивал их. А также разорил ты несколько городов в Персии и тем посеял великую рознь меж двумя царствами. И еще солдаты астраханские убили по твоему наущению полковников своих, пристали к твоему мятежу и чинили многие мерзости в местах разных.
А в 7178 (1670) году, придя на Дон, ты, злодей, вместе с приверженными тебе казаками, забыв страх Божий, отступя от святой кафолической апостольской церкви, говорил про Спасителя нашего Иисуса Христа всякие богохульные слова и не велел ставить церквей на Дону и служить в тех, которые имелись, и прогнал священников всех, и если кто желал венчаться, ты вместо обычного свадебного обряда заставлял обходить вкруг дерева.
И также ты, злодей, забыв про милость, которою удостоил тебя и сообщников твоих Великий Государь, снова задумал измену, и восстал против Его Величества, и пошел на реку Волгу, творя злодейства свои, разбойничая и убивая как и допреж того, и особо грабя и предавая смерти старых и верных казаков, не пожелавших передаться на твою сторону и не дававших согласия своего на черные дела твои.
Уйдя с реки Дона вместе с приверженными тебе казаками, ты пришел к городу Царицыну и обманно убедил жителей тех мест, что государево войско идет всех их перебить, тогда как то войско шло им на подмогу против тебя и злодейств твоих, и город тот, поддавшись измысленному тобой прельщению, сдался и тебя впустил. Придя туда, ты изрубил воеводу Тургенева и всех жителей, не пожелавших пристать к тебе, и покидал их в воду. После того ты снова выступил из города против войска Великого Государя, и обманно разбил оное, и пометал в воду полковника Ивана Лопатина, подполковника Федора Якшина и других, сперва предав их мучению. И еще ты захватил государевы суда, груженные хлебом, и пограбил многих купцов. Из Царицына ты пошел на Черный Яр и убил там правителя Ивана Сергиевского, и всех офицеров, и много солдат московских.
…По твоему приказу выволокли боярина и князя Ивана Семеновича Прозоровского из церкви, и ты скинул его вниз головой с высокой башни и приказал брата его и многих дворян, офицеров, солдат и купцов сперва предать мучению, а потом умертвить. И после ты грабил Божьи дома, церкви и монастыри, а также государеву казну и многие дома высоких чинов людей, и сжег приказной палаты дела и чинил разные, нигде не виданные доселе надругательства.
Сверх того, ты, безо всякого стыда, велел сорвать одежды со священников, монахов, монахинь и прочих лиц. И еще велел ты жестоко избивать многих людей, чтобы признались они, где прячут добро свое, не щадя при сем и малых детей. После ты предал смерти нескольких именитых купцов шаха Персидского и других иноземных купцов: персов, индийцев, турков, армян и бухарцев, приезжавших в Астрахань для торгового промысла и бывших там в ту пору, и грабил их товары, повергнув тем самым в гнев шаха Персидского.
А также ты, злодей, не насытясь кровью, продолжал проливать кровь самых что ни на есть невинных и, не совестясь, повесил на крепостной стене за ноги обоих безвинных детей боярина князя Ивана Семеновича Прозоровского, и сверх того мучения велел одного казнить, а другого избивать так, чтобы тому не быть в живых. И подьячих, которые служили великому государю и к злодейству твоему не пристали, велел ты предать лютой казни, приказав подвесить каждого за ребро.
И еще ты, злодей, истребив в Астрахани многих добрых людей, отдавал жен и дочерей их богомерзким приспешникам твоим на поругание, а священникам не велел венчать по архиепископскому благословению, ругаясь над Божьей церковью и предписаниями святых апостолов, ниспровергая Таинство Брака, а священников, которые не были тебе послушны, покидал в воду.
Ты, злодей, ограбил также казну Великого Государя в Астрахани и, учинив великое кровопролитие, ушел оттуда в город Царицын и после вверх по реке в Саратов, жители которого сдались тебе. И там ты ограбил хлебную казну государеву и большой запас провианта и предал смерти воеводу Кузьму Лутохина и многих дворян.
Из Саратова ты, злодей, упорствуя в злокозненном умысле своем, пошел на город Самару, который также сдался тебе, и ограбил там казну государеву, убив правителя Ивана Алфимова, многих дворян и прочих жителей, не передавшихся на твою сторону.
Стр 7-8-9 (2)И еще ты злонамеренно объявил, будто с тобой Никон монах, и смущал многих людей, ибо Никон тот по указу Великого Государя и приговору Патриарха лишен был сана своего и послан на Белоозеро в Ферапонтов монастырь, где содержится и поныне.
И сверх того, ты, злодей, засылал приверженных тебе изменников в войско боярина князя Юрия Алексеевича Долгорукого, дабы прельстить оное пристать к твоему мятежу, но замысел твой по милости Божьей не удался.
И теми своими дьявольскими делами вы, вероломные злодеи Стенька и Фролка, вместе со своими единомышленниками ругались и надсмехались над церковью Божьей, и, не ведая милости Пречистыя Богородицы надежды христианские и Святого чудотворца Сергия, задумали погубить царствующий град Москву и все Московское государство.
И еще вы с приверженными вам людьми впали в такую мерзость, что, отступив от Господа Бога нашего, в Троице славимого, и пренебрегши Матерью Господа Бога нашего Иисуса Христа, возложили все свои упования на собственные дела дьявольские. И творили злодейства свои с 7175 (1667) года по апреля четвертого дня 7179 (1671) года, и во все то время пролили реки невинной крови, не щадя и детей малых.
Апреля четвертого дня 7179 (1671) года милостью Всемогущего и благодаря осмотрительности и доблестному усердию войска Великого Государя Алексея Михайловича ты, злодей, был захвачен в плен, и привезен к Его Величеству, и на расспросе под пыткой признал все свои вины. И за такие твои злые и мерзкие дела против Господа Бога и против Великого Государя Алексея Михайловича, Великого князя и защитника всея Великия, Малыя и Белыя России, и за произведенный тобой мятеж и измену и за гибель и разорение, причиненные тобой всей России, по указу Великого Государя бояре приговорили тебя к четвертованию».

Могут ли остаться после приведенных сведений сомнения в антигеройстве Степана Разина? И в то же самое время не обретается ли уверенность, что памятник, на котором предстанет он с одной из своих жертв, будет кощунственно выглядеть в нашем городе?

Видимо, такими же соображениями и руководствовались те, кто против водворения на пьедестал этого «борца» за народное счастье, пролившего реки крови своих соотечественников.

Не нужны нам такие герои

Вот только некоторые мнения самарчан.

«Это нельзя назвать памятником Степану Разину, поскольку нет документального подтверждения, что историческое событие, которому он якобы посвящен, когда-либо происходило. Если его установить, то это все равно что памятник кошке на здании ТЭЦ, а точнее памятник батарее.

Еще раз повторю, это нельзя назвать памятником реальному персонажу, а можно считать «культурной группой» популярной песне. Никакого воспитательного значения он не несет. Это скорее «приколы» для гостей и жителей Самары, хотя ничего развлекательного я здесь не вижу».

Декан исторического факультета Самарского государственного университета, доктор исторических наук Юрий Николаевич Смирнов

 

«Убийство другого человека, это душегубство. Не будет ли памятник, посвященный тому, как Степан Разин бросает в воду персидскую княжну, напоминать нам памятник Иуде Искариоту, поставленный большевиками в 20-е годы прошлого века в Свияжске с кулаком, грозящем небу? Что же получается? Как гласит легенда, Разин так любил княжну, что забыл о своих друзьях-товарищах. А после этого, как Герасим Муму, бросил ее в реку. Неужели это нужно увековечивать?

Любой нормальный ребенок, которого воспитывают любить мать, уважать сестру, почитать старших, никогда не поймет, ради чего поставили такой памятник. По сути это свидетельство человеческого предательства и вероломства. Вообще эта история представляет русского человека вероломным, подлым и безжалостным. Кажется, он так крепко, горячо любит женщину, а потом топит ее.

Хотя есть версия, что Степан Разин бросил в реку не княжну, а двоюродного племянника персидского шаха. Княжна так любила этого юношу, что бросилась за ним следом.

Да и кто сказал, что это случилось возле Самары? Предание гласит, что это событие, если оно вообще имело место быть, произошло возле Астрахани, где Волга впадает в Ахтубу.

Как известно, Степан Разин был отлучен от Церкви, его обвиняли в колдовстве, ведовстве. Разве такой человек может быть героем для русского народа?

Давайте лучше поставим памятник Царю Соломону, который истребил много филистримлян, или великому князю Александру Невскому, который победил рыцарей.

Протоиерей Евгений Зеленцов, историк

 

Когда Разин взял в плен персидскую княжну и ее брата, то поставил условия выкупа, то есть фактически это был, выражаясь современным языком, классический киднепинг. И естестевенно, как человек, заинтересованный в результатах выкупа, он их вернул персидскому хану и никакой княжны ни в какие воды Волги он не кидал. Даже если бы это произошло,то произошло бы в районе Астрахани, а никак не возле Самары.

Проректор Самарского муниципального института управления, доктор исторических наук Глеб Алексушин

http://samsud.ru/upload/pdf/2011/12_2011.pdf

 

«Поведете вы как-нибудь ребенка гулять, увидит он скульптуру. Что вы ему расскажете? Что это бандит, а эта девушка — княжна, над которой он надругался и потом убил. Народ к Разину относился негативно, его побаивались, считали колдуном. Даже Пугачева больше любили».

Александр Завальный, главный библиограф Самарской областной библиотеки, SmartNews

 

«Есть еще одна из версий данного события. В народе Степан Разин слыл сильным колдуном, за что его многие боялись и недолюбливали. Так вот, утопление девушки в Волге как раз и связывают с колдовскими обрядами. По легенде, атаман принес в жертву одну из своих наложниц, знатную и красивую татарскую девушку. Это было обставлено как жертвоприношение. Разин нарядил женщину в ее лучшие одежды и объявил, что ночью ему явился водяной бог Иван Горинович и укорял его за то, что он так удачлив, а сам ничем и никак Ивана Гориновича не отблагодарил, хоть и обещал ему пожаловать лучшее из того, что добудет. Ничего лучшего, чем эта девушка, у Разина на тот момент не было…

Игорь Акимов, историк, SmartNews

 

Конечно, украшение нашего города нужное и богоугодное дело. Но неужели среди всех жителей и благоустроителей нашей любимой Самары, города, благословленного некогда митрополитом Московским и всея России чудотворцем Алексием нет более достойной кандидатуры? Взять, к примеру, того же воеводу  Ивана Михайловича Алфимова, который происходит из древнего, известного с XVI века рода. Человека, который положил живот за други своя и не сдался преобладающим численностью во много раз войскам бунтовщика. За что и претерпел мученическую кончину — был посажен в железную клетку и утоплен в водах Волги. Чем он не герой, не пример для подражания молодежи? Мы уверенны, что есть немало героев прошлого и современности, заслуживающих оставаться в памяти благодарных потомков.

Совсем недавно секретарь патриаршего Совета по культуре, член общественного совета при министерстве культуры РФ, настоятель Сретенского монастыря Москвы архимандрит Тихон (Шевкунов) говорил: «Люди, воплотившие в себе лучшие качества человека, таким, каким его задумал Бог, лучшие качества своего народа — это величайшая драгоценность любой страны. Именно они — знаменитые и безвестные — самое великое достояние России. Никакие усилия государства и общества не могут быть признаны чрезмерными, если они будут направлены на благодарность и на то, чтобы не дать пройти незаметно подлинным проявлениям героизма».

Этими словами и надо руководствовать всем нам, когда речь идет о воспитательном значении искусства, в том числе и монументального.

Михаил Щербак, главный редактор «Православной народной газеты», член Союза журналистов России

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *